понедельник, 26 декабря 2016 г.

Сергей рожин. Turtles Yekaterinburg

Текст был написал к выставки Сергея Рожина «Turtles Yekaterinburg» (Москва, ЦТИ «Фабрика», 1 – 14 июня 2017)


Современный человек обречен быть продуктивным. В ситуации, когда реальность состоит из проектов, чья жизнь по определению темпоральна, гарантией существования выступает число и интенсивность наличествующих подключенностей. А также непременная готовность обзавестись таковыми в будущем, для чего необходимо излучать работоспособность и эффективность.

Органичным желанием, возникающим внутри «проектно-ориентированного града» (термин Люка Болтански и Эв Кьяпелло), будет не стремление разорвать порочный круг, остановив возгон продуктивности, но взять паузу, замедлить темп активности. Подобный момент – или промежуток времени – предстает желанным, но постыдным и непозволительным, как любой объект желания. Его можно обозвать прокрастинацией – феномен, о котором не пошутил только ленивый. Но по сути речь о вожделенном моменте продуктивного бездействия. Времени, подчиненном не практическим целям, но логике персонального жизненного проекта, «выпадающем из всякого ряда», как сказал бы Хайдеггер.

Пространство выставки Сергея Рожина – художника, переехавшего в Москву из Екатеринбурга, – на первый взгляд являет собой комнату образцового бездельника. Скромная обстановка, самодельные постеры на стенах, инфантильные увлечения вроде мультсериала про черепашек-ниндзя, под который стилизован весь неопрятный быт полутемного жилища. В костюме рептилии-героя он не чурается появляться на публике, выбрав своим любимцем черепашку по имени Микеланджело, добродушного и бестолкового весельчака, чья оранжевая маска, похоже, прочно приросла к собственному лицу. И даже читает «Кодекс Бусидо» – библию самурайской этики, цитаты из которой выводит в своих рисунках.

Героизм четырех рептилий, приобретших сверхсилу в результате мутаций и ставших борцами с мировым злом, призван, кажется, осветить повседневную обычного человека. «Воина выходного дня», чьи усталые будни скрашиваются незатейливым, в сущности, мультсериалом, а главной победой остается прохождение очередного уровня в видеоигре. А устать от рутины можно настолько, что сил на иные свершения не останется.

Конечно, героизм обитателя черепашкиной комнаты небезоснователен. Хотя бы потому, что именно он – автор вывески «Черепашки Екатеринбурга» (Turtles Ekaterinburg), видоизмененного логотипа мультфильма, повешенного в 2013 году на Малышевском мосту в уральском мегаполисе и ставшего известным объектом уличного искусства в городе. Существующим на полном серьезе без всякого вымысла.

Кажется, «Черепашки Екатеринбурга» стали точкой сборки всего жизненного проекта этого персонажа. Желанный подвиг свершился и ушел в прошлое, и объекты на выставке выглядят напоминанием о событии, заставившем город хотя бы короткое время обсуждать загадочную личность его автора.

Издание Кодекса Бусидо и самодельные нунчаки хранятся им как талисманы. Костюм свернут в углу. И даже очертания Свердловской области, откуда родом художник, поразительным образом напоминают кусок пиццы, которую герои-мутанты поглощают в каждой серии мультфильма. Свершения прошлого продолжают греть и воодушевлять. Их следы хочется видеть повсюду, а мелочи жизни вокруг превращать в знаки отличия, подрисовывая человечкам с указателя на выход оранжевые повязки и рукой художника обращая окурки в самурайские мечи.

Рожин – любитель изобретать персонажей. От Cats With Balls, фигурировавших в серии его рисунков, до Бабушки Хип-хоп и Дедушки Стрит-арта – с последним зритель мог познакомиться на недавней выставке в московской квартире художника. Да и сам Рожин давно стал персонажем, героем документального фильма о себе, фрагменты которого можно обнаружить в сети. В Москву из Екатеринбурга художник переехал недавно, и необходимость вписать себя в новые обстоятельства требует описанного в начале бездействия, паузы. Замедления активности и медитации над проделанной работой. А это располагает к зацикленному черчению каракулей, подрисовке мечей к окуркам перечитывания неожиданных книг и впадению в guilty pleasures вроде просмотра старых мультфильмов.

Прокрастинировать сегодня допустимо и правильно. Прокрастинация органично вписана во поле современности. Йоэль Регев видел в ней «эрогенную зону реальности», «точку, в которой может быть произведено проясняющее зум-движение, ведущее к изменению масштаба и размыканию ситуации в целом». Но «зависать» можно лишь по определенным канонам, над «правильными» вещами и с «правильными» людьми. Отказ следовать установлениям грозит выпадением из «проектно-ориентированного града». И, кажется, искусство сегодня по-прежнему остается идеальной территорией «продуктивного бездействия». А точнее, действия, которое, по определению Бориса Гройса, не имеет телеологической установки, определенной цели и назначения или производимого продукта. Именно эту ситуацию и конструирует в своем проекте Сергей Рожин. Время, свободное от «правильных» и «ложных» подключенностей, но переживаемое как время современности. Возвращенное себе самому и адаптированное для собственного жизненного проекта.

Текст был написал к выставки Сергея Рожина «Turtles Yekaterinburg» (Москва, ЦТИ «Фабрика», 1 – 14 июня 2017)

Комментариев нет:

Отправить комментарий