воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Николя Буррио «Реляционная эстетика»



Среди критиков, чей взлет пришелся на 1990-е, сложно найти фигуру более влиятельную, чем Николя Буррио. Сооснователь Palais de Tokyo в Париже, куратор главных европейских биеннале, открывший миру целое поколение художников. Но главное достижение Буррио — "реляционная эстетика", теоретический конструкт и одноименная книга, вышедшая в 1998 году.

Самый известный среди художников "эстетики взаимодействия" — таец Риркрит Тиравания. Он превращал выставки в сеансы кулинарии, тушил и жарил экзотические блюда прямо в музее, предлагая отведать их любому желающему. Другой пример — Томас Хиршхорн, строивший свои городские инсталляции при помощи рабочих бригад из местных жителей. Смысл такого искусства, по мнению Буррио, не в создании объектов для пассивного созерцания, а в моделировании социальных ситуаций. Не в развлекательном интерактиве, но в возможности новой неожиданной коммуникации — человеческих отношениях, возникающих в художественном пространстве.

Конечно, работы, требующие от зрителя соучастия, появлялись и раньше. Можно вспомнить, как Йоко Оно предлагала зрителям срезать с себя лоскуты одежды в акции "Срежь кусок" 1964 года. Однако такие проекты были высказываниями, безразличными к личному опыту участников. Реляционные работы, напротив, обретают смысл только в сети человеческих связей, в определенном времени и пространстве. Они создают альтернативный опыт социальности, становятся, как говорит Буррио, "порами" в ткани регламентированной повседневности.

Связи переносятся в пространство искусства — и тем самым человеческие отношения обретают форму, образ, что позволяет Буррио говорить о них в терминах эстетики. Эстетика, в свою очередь, становится средством критики: реляционные проекты делают видимыми скрытые механизмы общественной идеологии.

Конечно, "эстетика взаимодействия" давно апроприирована культурной индустрией, которой была призвана противостоять. Акции вроде приготовления супа или открытия на выставке блошиного рынка утратили свою радикальность. Они ничего не меняют в опыте зрителя, не ведут к микрореволюциям повседневности, на которые уповал Буррио.

И все же сама его книга остается образцовой. Буррио был одним из тех авторов, кто принес в художественную критику язык современной социальной теории. Его работа заложила до сих пор актуальные формы описания позиций на художественном поле. Без "Реляционной эстетики" ориентироваться в нем невозможно.

Источник: Коммерсантъ-Weekend №27 от 19.08.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий