воскресенье, 25 декабря 2016 г.

С внутриобъектовым режимом ознакомлен



Текст был написал к выставке «С внутриобъектовым режимом ознакомлен». Москва, XL-галерея, 24.10. 2016 – 20.11.2016

16 декабря 2012 года в одном из помещений Московского Электрозавода группа молодых людей вымостила собственными телами периметр всего пространства. Этой акцией под названием «Периметр» начала работу одноименная галерея, спустя несколько лет переименованная в «Электрозавод».

Сегодня, кажется, никому не нужно объяснять, что это за галерея, прочно обосновавшаяся на художественной карте Москвы. Классический artist run space, поддерживаемый художниками Натальей Тимофеевой, Леонидом Ларионовым, Викой Малковой и Димой Филипповым сотоварищи на собственные средства и на энтузиазме, переросшим во внутреннюю необходимость. Площадка, где прошли десятки выставок – от групповых для персональных – ставших дебютными для многих участников. Пространство, про которое не писали крупные СМИ, но куда приходили не только друзья и знакомые, но и кураторы, критики, галеристы, директора музеев. Преодолевая не самый удобный путь и издержки пропускной системы, действующей на Электрозаводе как режимном объекте.

Выставки в галерее, особенно в последние годы, сменяли друг друга столь регулярно, что их уместно было бы сравнить с марафоном или лабораторией. В определенном смысле «Электрозавод» и функционировал в лабораторном формате, когда молодые художники и кураторы получали возможность экспериментировать, приобретая и оттачивая навыки публичного экспонирования работ в реальном пространстве. Лабораторность как таковая не чужда русскому искусству со времен авангарда, а из примеров более поздних можно вспомнить хотя бы московские сквоты конца 80-х – начала 90-х – сквот в Фурманном, галерея в Трехпрудном переулке, – движимые в своей активности не столько желанием конечного результата, сколько страхом остановки и пустоты. «Электрозавода» уместнее мыслить в контексте непрерывного воспроизводства художественного процесса, в которых создание работ неотделимо от дискуссий по их поводу, обмена опытом и пр. Да и среди итоговых проектов у многих наверняка найдутся свои «хайлайты» и фавориты. Равно как и у автора этого текста, о чем, вероятно, уместнее будет написать в другом месте и в другой раз.


Те работы, что выставлялись в галерее «Электрозавод», невозможно воспринимать вне ауры самого пространства, его тектоники и истории. Не только в силу рельефной и впечатляющей фактуры, преображающей все, что попадет в его среду. Или обилия работ, обыгрывавших «гений места», которое организаторам в этом году, к сожалению, пришлось покинуть по причинам от них не зависящим.

«Я знаю эту художницу/художника – они с “Электрозавода”». Жизнь пространства оказалась тесно связанной с жизнью сообщества, которое сложилось за несколько лет и присутствие которого ощущается до сих пор, даже когда галерея «взяла перерыв» на переезд и обустройство нового пристанища. Галерея как пространство социальных связей и особой «эстетики взаимодействия», ставших настоящим предметом этой выставки. С «внутриобъектовым режимом» которой можно не соглашаться, но нужно непременно ознакомиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий