Текст был написал к выставке «С
внутриобъектовым режимом ознакомлен». Москва, XL-галерея, 24.10. 2016 – 20.11.2016
16
декабря 2012 года в одном из помещений Московского Электрозавода группа молодых
людей вымостила собственными телами периметр всего пространства. Этой акцией
под названием «Периметр» начала работу одноименная галерея, спустя несколько
лет переименованная в «Электрозавод».
Сегодня,
кажется, никому не нужно объяснять, что это за галерея, прочно обосновавшаяся
на художественной карте Москвы. Классический artist run space, поддерживаемый художниками Натальей Тимофеевой,
Леонидом Ларионовым, Викой Малковой и Димой Филипповым сотоварищи на
собственные средства и на энтузиазме, переросшим во внутреннюю необходимость.
Площадка, где прошли десятки выставок – от групповых для персональных – ставших
дебютными для многих участников. Пространство, про которое не писали крупные
СМИ, но куда приходили не только друзья и знакомые, но и кураторы, критики,
галеристы, директора музеев. Преодолевая не самый удобный путь и издержки пропускной
системы, действующей на Электрозаводе как режимном объекте.
Выставки
в галерее, особенно в последние годы, сменяли друг друга столь регулярно, что их
уместно было бы сравнить с марафоном или лабораторией. В определенном смысле
«Электрозавод» и функционировал в лабораторном формате, когда молодые художники
и кураторы получали возможность экспериментировать, приобретая и оттачивая
навыки публичного экспонирования работ в реальном пространстве. Лабораторность как
таковая не чужда русскому искусству со времен авангарда, а из примеров более
поздних можно вспомнить хотя бы московские сквоты конца 80-х – начала 90-х – сквот
в Фурманном, галерея в Трехпрудном переулке, – движимые в своей активности не
столько желанием конечного результата, сколько страхом остановки и пустоты. «Электрозавода»
уместнее мыслить в контексте непрерывного воспроизводства художественного
процесса, в которых создание работ неотделимо от дискуссий по их поводу, обмена
опытом и пр. Да и среди итоговых проектов у многих наверняка найдутся свои «хайлайты»
и фавориты. Равно как и у автора этого текста, о чем, вероятно, уместнее будет написать
в другом месте и в другой раз.
Те
работы, что выставлялись в галерее «Электрозавод», невозможно воспринимать вне
ауры самого пространства, его тектоники и истории. Не только в силу рельефной и
впечатляющей фактуры, преображающей все, что попадет в его среду. Или обилия
работ, обыгрывавших «гений места», которое организаторам в этом году, к
сожалению, пришлось покинуть по причинам от них не зависящим.
«Я
знаю эту художницу/художника – они с “Электрозавода”». Жизнь пространства
оказалась тесно связанной с жизнью сообщества, которое сложилось за несколько
лет и присутствие которого ощущается до сих пор, даже когда галерея «взяла
перерыв» на переезд и обустройство нового пристанища. Галерея как пространство
социальных связей и особой «эстетики взаимодействия», ставших настоящим
предметом этой выставки. С «внутриобъектовым режимом» которой можно не
соглашаться, но нужно непременно ознакомиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий