Текст был написал к выставке «Только бумага. Кирилл Кто» (куратор Елена Селина). Москва, галерея «Пересветов переулок», 20 декабря 2016 – 21 января 2017
Хотя сегодня определение «уличный художник» уже не в
полной мере характеризует Кирилла (иногда претендующего на статус Кто, упорно
настаивая, что Кто это статус, а ни в коей мере не псевдоним, статус
противоположный «никто и звать никак», статус, который всё время надо
подтверждать), его работы, в какой бы
технике они ни были, так или иначе вплетены в ткань городского пространства. В
случае графики, безусловно, это справедливо не всегда. Но на выставке, вопреки
названию, показана не только бумага.
В зале представлены объекты Кирилла: сигаретные пачки,
спичечные коробки, пакетики чая, разрисованные денежные банкноты и прочие
мелкие предметы (то, что всегда можно быстро взять с собой). Они, как и уличные
надписи, следы взаимодействия с городом. Художник раздавал (или собирался раздать)
их его обитателям – уличным музыкантам, дежурящим у входа охранникам и даже
бездомным (последние были высшей кастой
в кирилловской иерархии «уличности»). В обмен на ответный символический дар
либо на дружеское расположение. Цветовые подтёки на бумаге – попытки «расписать» баллончик, чтобы не
пробовать его на стене, не умножать
уличную энтропию и сохранить «драгоценные» обычно никому не нужные капли.
Многим работам, что не реализовались в городе, суждено было стать цветными
фразами в графике.
Описывая стратегии «изобретения
повседневности», Мишель де Серто размышлял об индивидуальных траекториях,
посредством которых «пользователи культуры», находясь в регламентированном
пространстве и присваивая разнородные данные, производят мельчайшие изменения законов,
исходя из собственных интересов и правил. Развивая его идеи, Николя Буррио
видел в искусстве «моделирование возможных миров» и выработку способов
существования в наличной реальности «на разных ее уровнях, избираемых
художниками».
Современное уличное искусство,
проросшее через вандальный теггинг (скоростное написание никнейма) Нью-Йорка
60-х гг., эволюционировало от агрессивной зрелищности в сторону остроумной
утилитарности. Например, в работах Роланда Рооса, Джейсона Эппинка или Дидье
Курбо с их микроинтервенциями по «пиратскому» усовершенствованию среды.
Похожими вещами занимался и Кирилл. Арматуру, что угрожающе выдавалась из стен,
он маркировал комментарием «Торчит». Возле низко повешенных лайтбоксов
подрисовывал ножницы – подпилить лишнее и освободить занятое пространство.
Эти указания на городские
недоделки, как и практики обмена, делавшие город ближе и привычнее, вполне
отвечают тактикам «обживания пространства» у де Серто и Буррио. «Моделированием
реальности» здесь движет стремление не к утилитарности, но
к утилизации. Желание
задействовать любую деталь, не дав превратиться в культурные отходы. И не
перегружать чужое пространство. Ведь если в спичечных коробках и пакетиках чая,
разрисованных художником, их обладатель не видит культурного смысла, вещи можно
использовать по прямому назначению.
Кажется, что и рисунки Кирилла
проникнуты тем же утилизаторским началом, но в отношении визуальной культуры.
Они рецикличны с оглядкой на образность из истории искусства, откуда берут
начало, не множа сущностей и идиом, но эксплицируя заимствуемые
социо-культурные диалекты.
Одна из уличных работ Кирилла
сообщала зрителю: «Тебе придется каждый день на это смотреть». Она
констатировала очевидный факт и не передавала ничего сверх сказанного. Также и
цитаты из новых рисунков не производят прибавочной смысловой стоимости, не
становятся новым высказыванием, претендующим на истину, но комментируют
настоящий момент, текущий процесс с его препонами и неудачами. «С учетом
понимания, что работ такого типа уже хватает». Не только на бумаге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий