Материал был опубликован в сетевой версии Большой Российской Энциклопедии
РИ́ХТЕР (Richter) Герхард (р. 9.2.1932,
Дрезден), нем. художник. Учился на отделении монументальной живописи в Высшей
школе изобразительных искусств в Дрездене (1951–56). В 1961 по политическим
соображениям перебрался из ГДР в Западную Германию, где получил статус беженца.
Учился в Дюссельдорфской АХ (1961–64). В 1963 вместе с художниками З. Польке,
К. Люгом и М. Куттнером организовал выставку «Жизнь в популярной культуре:
витрина капиталистического реализма». Показанные на ней работы этих четырёх
мастеров представляли синтез западноевропейского послевоенного абстракционизма (ташизм, информель) и
набиравшего обороты поп-арта, на тот момент
ещё не распространённого в Германии.
С начала 1960-х гг. Р. создавал живописные работы по мотивам
фотографий из семейного архива («Тётя Марианна», 1965, фонд Ягэо, Тайбэй; «Дядя
Руди», 1965, Мемориальный музей, Лидице, Чехия), а также изображений,
заимствованных из рекламы или массовой печатной продукции («Складная сушилка»,
1962, коллекция Анны и Йозефа Фрёлих, Штутгарт; «Пешеходы», 1963, Музей
современного искусства, Франкфурт-на-Майне; «Митинг», 1966, частное собрание).
Характерный приём художника – перерисовка содержания с
имитацией эстетики и особенностей фотоизображения (расфокусированности кадра,
нечёткости объектов, снятых в движении), а также своеобразное его
«остранение», например, при помощи добавления красочных потёков или густых
линий и штрихов («Стол», 1962, частное собрание). Синтез живописи и фотографии
у Р. стал попыткой рефлексии относительно возможности художественной
репрезентации реальности, которая в эпоху распространения фотографии,
телевидения и других СМИ неизбежно проходит обработку массмедиа и подвергается
непрерывному репродуцированию.
Во 2-й половине 1960-х гг. Р. обратился к абстракционизму.
Работы этого периода складываются в серии вокруг доминирующих стилистических
приёмов. Художник использовал пигменты сходных оттенков (например, градации
серого; «Два серых цвета, сопоставленных вместе», 1966, коллекция Анны и Йозефа
Фрёлих, Штутгарт; «Серые борозды», 1968, частное собрание, Кёльн); писал
картины плотными многоцветными линиями, вихреобразно пересекающимися друг с
другом («Цветные борозды», 1968, Архив Г. Рихтера, Государственные
художественные собрания Дрездена; «Борозды, наложенные решёткой», 1968,
собрание Оды и Франца Далем, Франкфурт-на-Майне). Наиболее известные работы
этого периода – «цветовые таблицы» из равномерно
расположенных на холсте квадратов и прямоугольников, локально закрашенных
разными оттенками основных цветов, внешне напоминающие промышленные цветовые
линейки («Десять цветов», 1966, частное собрание; «192 цвета», 1966, собрание
Элизабет и Герхарда Зост, Гамбург).
В 1969 Р. начал свой долгосрочный проект «Атлас»: он
экспонировал растущую с годами коллекцию фотографий, фрагментов газет, журналов
и другой полиграфической продукции, которые начиная с 1960-х гг. всегда брались
за основу для его картин. Для живописи Р. всё более характерным становится
многократное тиражирование и развитие однажды найденного приёма, апробирование
его в многочисленных вариантах, насчитывающих по нескольку десятков полотен.
Абстрактные серии (циклы полотен 1970–90-х гг., которые либо не имеют названия,
либо озаглавлены просто «Абстрактная картина») чередуются с фигуративными
(городские и природные ландшафты: «План города», 1970, Новый музей –
Государственный музей искусства и дизайна, Нюрнберг). Подобные черты роднят
художника с представителями концептуального искусства,
которое Р., помимо исследования эпистемологических и семиотических границ
художественного языка, дополняет также рефлексией относительно недавней
политической истории Германии и проблемы обусловленности исторической памяти и
репрезентации фотографическими образами: «Герр Хайде» (1965, частное собрание) – портрет
немецкого психиатра времён Третьего
рейха В. Хайде, основателя евгенической программы
умерщвления Т-4; цикл из 15 картин «18 октября 1977» (1988), посвящённый аресту
и самоубийству в тюрьме трёх участников западногерманской леворадикальной
террористической группировки «Фракция Красной Армии».
В абстракциях 1980-х – начала 2000-х гг. Р. не только всё
чаще использовал цвет, но применял нехарактерные способы наложения красок,
используя резиновый скребок или строительный шпатель, размазывая красочный слой
по холсту и образуя подобие локального цветового поля со множеством неровностей
и «разрывов». Часть работ («Аризона», 1984, частное собрание; «Ручей», 1992,
Музей современного искусства, Стокгольм; «Лес», 2005, Музей современного
искусства, Нью-Йорк) колеблется между беспредметностью и фигуративизмом,
абстрактные элементы всё чаще отсылают к биоморфным формам и образам.
С начала 1960-х гг. Р. создавал работы, представляющие собой
установленные вертикально стеклянные поверхности, прозрачные («Четыре
стеклянных листа», 1967, фонд Херберт, Гент) либо монохромно закрашенные
(«Зеркало, кроваво-красное», 1991, Музей современного искусства,
Сан-Франциско), стоящие отдельно либо экспонированные как пространственная
инсталляция («12 листов», 2013, фонд Байелер, Риен). В 2007 Р. выполнил по
мотивам своей работы «4096 цветов» (1974, частное собрание) витраж для
Кёльнского собора. С 2011 создаёт серию работ на бумаге с цветовыми полосами,
нанесёнными посредством цифровой печати.
Лауреат премий имени Арнольда Боде (1981) и имени Оскара
Кокошки (1985), Государственной премии федеральной земли Северный Рейн–Вестфалия
(1998).
Комментариев нет:
Отправить комментарий