С 11 июня по 18 сентября в
швейцарском Цюрихе проходит биеннале современного искусства «Манифеста 11».
Биеннале, по замыслу организаторов не имеющая постоянной территориальной
прописки, приехала туда из Санкт- Петербурга, а до этого в разные годы объехала
Роттердам, Любляну, кипрскую Никосию, Южный Тироль и страну басков. И везде
выступала в новой инкарнации, продолжая при этом оставаться самой
экспериментальной платформой в области современного искусства.
Эксперимент
Если вообразить
среднестатистического профессионала от искусства и представить, какими могли бы
быть маршруты его перемещений по миру, то наряду с открытиями новых музеев,
конференциями и ярмарками в список попадут международные биеннале искусства.
Старейшая из имеющихся – Венецианская – существует с 1895 г ода, а другой
крупнейший мировой арт-форум в Сан-Паулу – с 1951-го, но по-настоящему на авансцену
биеннале вышли лишь в 90-е годы, когда изменилась не только художественная система,
но и мир, каким он был.
В начале 1990-х мир
в ступал в новую фазу развития. Европа обновлялась и объединялась. Жизнь,
казалось, уже не сможет быть прежней. Если биеннале в Венеции или Лионе нужно
было адаптироваться к новым условиям, то «Манифеста», основанная в 1996 году, непосредственно
рождалась в гуще полемики, кипевшей вокруг. Само это обстоятельство делало
«Манифесту» площадкой экспериментальной. Необычной казалась хотя бы форма ее
организации: биеннале, в отличие от остальных, не имела постоянной прописки, и
с каждым «выпуском» переезжала на новое место. Она работала не на идентичность
страны, а выступала мобильной платформой, символом объединенной Европы, местом
встречи профессионалов и зрителей из разных уголков Земли, пространством
столкновения точек зрения и идей. Более того, над выставкой работал не один
куратор, а группа экспертов из разных стран, что делало ее диалогичной и
«расфокусировало» в пользу динамизма и полемичности.
Молодое искусство
«Манифеста 1» прошла
в голландском Роттердаме, а ее проекты расположились на территории 16 городских
музеев и 36 других площадок города. Первый выпуск программно задумывался как молодежный.
Отсюда и тот безудержный запал, с которым разворачивались тогдашние события.
Художники, работая на одной площадке, осуществляли остроумные, подчас
радикальные интервенции в местный контекст.
Ханс Хааке (к тому
моменту, кстати, уже вышедший из статуса «молодого художника») просто перевесил
произведения в экспозиции Музея Бойманса – ван Бёнингена, свалив их в кучу с
дадаистской непочтительностью, а наш соотечественник Дмитрий Гутов записал
собственный путеводитель по экспозиции. Ныне знаменитый Риркрит Тиравания совместно
с Дугласом Гордоном организовали кинотеатр, где крутили фильмы, запрещенные
голландскими властями.
Свой триумфальный
выход на «Манифесте» совершили авторы, впоследствии ставшие завсегдатаями
мировых арт-форумов вроде того же Тиравании или Маурицио Каттелана (он участвовал
в «Манифесте 2» в Люксембурге), скульптора Розмари Трокель или мастера световых
инсталляций Олафура Элиассона. Впрочем, все эти художники в середине 90-х еще
не купались в лучах славы, и «Манифеста» вовсе не задумывалась как парад звезд.
Полемичность
Уже на «Манифесте
2» внимание с проблем современного искусства и условий его музейного показа
переключилось на внешний мир, который окружал художников, и вызовы, которые от
него исходили. Под вопрос поставили понятия «Европа» и «Запад». Где они
начинаются и где заканчиваются? Вопрос ли это географических границ, или
«европейскость» – понятие культурное, идеологическое, связанное с воспитанием и
образом жизни, а значит, европейцем можно стать, а не родиться? Должна ли новообразовавшаяся
Восточная Европа быть частью «Запада» и ли же обязана сохранить свою
предполагаемую самобытность?
Программной задачей
«Манифесты» было избегать зрелищности и не бояться забредать в опасные закоулки
современности. Так, «Манифеста 3» в Любляне ознаменовалась повышенным интересом
художников к видео, причем самого разного характера. Произведением мог стать
документальный фильм, записанное на пленку интервью или разговор автора с
собеседниками всех возможных чинов и мастей. Личное и субъективное уступило
место препарированию объективной реальности. Впрочем, на «Манифесте 2» уроженка
бывшей Югославии Таня Остожич все же показала глубоко интимный перформанс: она
встречала зрителей полностью обнаженной, осыпав себя мраморной пылью. А немец Петер
Ланд снялся в образе Сизифа, бесконечно скатываясь по лестнице, тематизировав
образ художника-неудачника.
Склонность к
полемической остроте и экспериментам однажды стоила биеннале жизни – в
переносном, разумеется, смысле. «Манифеста 6» планировалась на Кипре в «зеленой
зоне», разделяющей остров на греческую и турецкую части. Кураторская группа (в
нее входил не раз приезжавший в Москву Антон Видокле) предложила организовать исследовательскую
школу, пригласив туда философов и теоретиков искусства, студентов и аспирантов
со всего мира для совместной проработки важных политических и культурных
проблем. А параллельно – провести выставку авторов, которым на Кипре
предоставили резиденции. Подобная идея встретила сопротивление местных
художников: что могут знать «сытые» заезжие профессионалы о настоящих
проблемах, с которыми сталкиваются киприоты? В результате протестной кампании
выставка была отменена.
Хотя «Манифеста 6»
не состоялась, «образовательный поворот», запланированный кураторами, стал
общим местом на сегодняшних биеннале (6-я Московская биеннале искусства – яркий
тому пример). То же самое можно сказать о «рассеивании» выставки по городу, как
на «Манифесте 1». Мировые форумы сегодня в се чаще «расфокусированы» в
пространстве и напоминают квест. В то время как биеннале в Венеции превратилась
в смотр устоявшихся тенденций в искусстве, а кассельская Documenta – в витрину
наиболее актуального в эстетико-философском смысле, «Манифеста» всегда была
пространством эксперимента. То, что показывали на ней вчера, завтра станут
показывать везде. Выставочные приемы будут растиражированы в работе десятков
кураторов, а фирменные «примочки» окажутся по душе арт-профессионалам по всему
миру, от Нью-Йорка до Шанхая.
академия
Впрочем, за
последний десяток лет «Манифеста» успела остепениться и академизироваться.
Девятый ее выпуск, прошедший в 2012 году в бельгийском городе Генк, включал
работы не молодых, но вполне музейных авторов, начиная с Генри Мура и
заканчивая живописью XVIII и X IX века. Кураторов интересовала история
промышленной революции, затронувшей в том числе и Генк. И уж совсем никаких
экспериментов не стоило ожидать от «Манифесты 10», которая прошла в
Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Оно и понятно: Эрмитаж – не музей,
а храм. О «роттердамских вольностях» в духе Хааке и Гутова здесь не могло быть
и речи. Старые работы надо не критиковать, но скромно оттенять, чему и служили
вещи Луиз Буржуа, Герхарда Рихтера или Ясумасы Моримуры, аккуратно вписанные в
помпезные интерьеры бывшего императорского дворца. Правда, в обновленном и
осовремененном здании Генерального штаба художникам дали развернуться. Одну из
своих знаменитых тотальных инсталляций здесь построил Илья Кабаков, а швейцарец
Томас Хиршхорн симулировал обвал одного из углов здания.
Окончательно
повзрослев, свою одиннадцатую инкарнацию «Манифеста» обрела в финансовом сердце
Европы – в швейцарском Цюрихе. Куратор Кристиан Янковский обыграл этот факт в
названии биеннале «Что люди сделают за деньги. Совместные авантюры». Каждый
художник работал с кем-либо из местных жителей, а все работы можно было увидеть
трижды: в одном из музеев, на альтернативной площадке и как фильм, фиксирующий
рабочий процесс. Уже известен город следующей «Манифесты» – сицилийский
Палермо, чей контекст также весьма интересен и турбулентен. В Италию
«Манифеста» уже приезжала в 2008 году, обосновавшись в Зюдтироле. История
совершает повторный виток, но, как известно, никогда на повторяется дважды. Тем
более что и сегодняшний мир уже не такой, каким был двадцать лет назад на заре
самой «Манифесты».
Материал был
опубликован в бортовом журнале авиакомпании S7 / июль 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий