Валерий Леденёв — об артистической интервенции в Специальную астрофизическую
обсерваторию РАН
В посёлке Нижний Архыз в республике Карачаево-Черкесия открылся проект «Обсерватория»
— большая российско-австрийская выставка под кураторством Симона Мраза, Мадины Гоговой,
Марианы Губер-Гоговой и Андреаса Кристофа. Об артистической интервенции в Специальную
астрофизическую обсерваторию Российской академии наук и своих неоправдавшихся ожиданиях
— Валерий Леденёв.
Проект организован Австрийским культурным форумом в Москве,
Министерством культуры Карачаево-Черкесии,
Gogova Foundation и Section A в Вене.
Министерством культуры Карачаево-Черкесии,
Gogova Foundation и Section A в Вене.
Художественная интервенция российских и австрийских авторов в рамках проекта
«Обсерватория» развернулась на территории научного городка в поселке Нижний Архыз
в Карачаево-Черкесии. Сама обсерватория функционирует с 1966 года, сохраняя по сей
день статус одной из ведущих в мире. История космической индустрии СССР перемешивается
здесь с реалиями современной науки, продолжающей выживать в условиях сокращения
госфинансирования, а также многочисленными слоями истории, среди которых — средневековое
Архызско-Аланское городище (VII–XIV вв. н. э.) на территории местного заповедника,
куда также проникли приглашенные художники. Попасть на выставку можно, преодолев
огромные расстояния, когда километры дистанций перемежаются с перепадами высот и
сменами пейзажа, что само по себе превращает проект в увлекательный опыт, растянутый
во времени и пространстве.
На освоение художникам предложили весь научгородок, включая не только Специальную
астрофизическую обсерваторию РАН, но и здания жилого комплекса, где работают ученые,
и старинный Средний Зеленчукский храм — один из трёх, что можно увидеть Нижнем Архызе.
Сама диспозиция проекта провоцирует конкретные ожидания. Не только обыгрывания
специфики места или вариаций на тему науки и технологий, но проектов масштабных,
осваивающих выделенные им локации во всей полноте. Ничего такого на выставке нет.
Советский космос — за редким исключением — отразился в работах лишь романтическим
флёром и намеками на научную утопию, коей не суждено было сбыться. Все проекты по
преимуществу камерные и аккуратно вписаны в ландшафт с надлежащей осторожностью
и подчеркнутым уважением к нему.
Ирина Корина
выступила с узнаваемыми и характерными объектами из бытовых материалов. Уменьшенная
модель обсерватории расположилась напротив корпуса со столовой и конференц-залом.
Внутри металлической башенки вращался елочный шарик с изображением созвездий и пакетик
чая «Липтон». За чашкой чая в хорошую погоду, по словам автора, учёные нередко собираются
здесь на веранде для обмена идеями. Небольшую цветастую «вселенную» Корина представила
на стене одного из зданий поселка — издалека её легко было принять за деталь самого
строения, кондиционер или почтовый ящик. Третий её объект, установленный в отделении
почты, также остроумно мимикрирует под интерьер.
Светлане Шуваевой
достался круглый павильон в общежитии. Запомнившаяся своей оригинальной графикой в галерее
«Пересветов переулок», а также концептуальной живописью на некоммерческой
программе Cosmoscow, художница выступила в неожиданном
ключе, приблизившись к нонспектакулярному искусству. В округлом зале
Шуваева сделала бутафорские объекты из бумаги, замаскированные под детали обстановки:
дверь, пожарный щит, искусственный выключатель и детали фрамуги и даже «фейковый»
айфон, которые «заряжался» от ненастоящей розетки. Машины, припаркованные на улице,
«светили» в окна галереи своими одинаковыми номерами.
Фотограф Юрий Пальмин с характерным для него интересом к советскому архитектурному
модернизму представил серию снимков самого городка в Архызе. Помещение бывшего магазина
превратилось в подобие арт-галереи, экспонаты которой вступили в экспозиционный
диалог с обшарпанной и неровной фактурой пространства. Анна Титова
в помещении столярного цеха подвесила к потолку неоновое изображение бога ветра
Эола. Намек на хрупкость эмпирического опыта, получаемого при помощи высокотехнологичных
устройств, функционирование которых зависит от банальных погодных условий – легкий
туман может парализовать работу астрономов на дни или недели.
Проект «Обсерватория» сложно воспринимать как целостный организм. Вошедшие в
него работы рассеяны по трём локациями, которые, в силу их камерного формата, довлеют
и поглощают их. Живопись Александры Паперно
— изображения созвездий, «отменённых» Международным астрономическим союзом в 1922
году — целиковой инсталляцией выставлена в Среднем Зеленчукском храме и выглядит
как самостоятельный проект художницы. А австрийские авторы, коим была отдана сама
обсерватория, похоже, и вовсе смонтировали там отдельную минивыставку.
Эва Зайлер показала два артефакта, похожие на ископаемые объекты, чье
назначение невозможно установить. Михаил Михайлов сделал проект на основе придуманной
им М-теории о происхождении Вселенной, а Эва Энгельберт обратилась к несправедливо
забытой фигуре Галины Балашовой, архитектору и дизайнеру, создательнице интерьеров
космических кораблей, орбитальных станций СССР и космической символики. Энгельберт
взяла графические разработки Балашовой и сделала текстильные вариации на их тему,
уравновесив героизм космическое эпопеи — у которых далеко не всегда «женское лицо»
— рутиной проектирования повседневности. Проект основывается на реальной истории
конкретного персонажа, и среди представленного на выставке он кажется наиболее адекватным
месту и времени.
Огромная неоновая надпись «Они ярче нас» Тима Ради, свисающая с пригнанного к обсерватории подъемного крана, как
будто отражает «возвышенность» художников относительно будней и устремленность к
романтическим высотам в пику исследованию местного контекста, истории и современности,
коих авторы «Обсерватории» если и касаются, то непринужденно и легко, как «бытовые
оммажи» Кориной или объекты Зайлер, напоминающие о сложном переплетении здешних
культурных слоев. «Обсерватория» удивляет беспроблемностью своих горизонтов и невыносимой
легкостью бытия, в которой отсутствует привязка к сколь либо значимым реалиям —
истории и политике научного знания, основанная на идее прогресса утопия СССР, жизнь
местного сообщества. Подобные темы в качестве намёков обширно рассыпаны по всему
проекту на всей его протяженности, но продолжают оставаться зацепками. Интеллектуальным
каркасом для новой «обсерватории» с иными сетями знания.
Источник: Aroundart.org, 18.10.1016
Комментариев нет:
Отправить комментарий