Материал был опубликован в бортовом журнале авиакомпании S7 Airlines, апрель 2016
Прошедший и нынешний год ознаменовались настоящим триумфом Луиз Буржуа, легендарной французско-американской художницы, без работ которой не обходится ни одна художественная коллекция. Ее биография охватила весь ХХ век, и достижения раннего художественного авангарда она объединила с находками сегодняшнего искусства. Будучи скульптором, художница расширила наши представления об этом жанре и в добавление к этому одной из первых обратилась не к исследованию художественных первоформ, а к анализу собственных переживаний и личной истории. Выставка «Структуры бытия: клетки», прошедшая в 2015 году в мюнхенском Доме искусства и затем – в Музее современного искусства «Гараж» в Москве, до 4 сентября открыта в Музее Гуггенхайма в Бильбао, откуда затем отправитс яв Данию в музей современного искусства «Луизиана» в Хумлебеке
В истории
искусства ХХ века Луиз Буржуа (1911–2010) занимает особое место. Художница прожила
без малого сто лет,
и в ее
творческой биографии соединились две эпохи. Ее юность прошла в
Париже с его воинствующим
авангардом довоенных лет. Рисованию Буржуа училась у
кубиста Фернана Леже, а
жила неподалеку от
галереи «Градива», бастиона
французских сюрреалистов. В парижских
художественных кругах, впрочем, она
укорениться не успела – в 1938 году Луиз вместе со своим мужем историком
искусства Робертом Голдуотером переехала в США.
Культурный ландшафт
Америки частично формировался из европейской художественной богемы,
бежавшей сюда от
преследований нацистов. Впитав
передовые заокеанские веяния, в 1940-е
годы здесь гордо поднял голову местный живописный авангард, воспитанный
на любви к абстракции
(среди известнейших ее представителей –
Джексон Поллок и Марк Ротко). В
подобной ситуации Буржуа чувствовала бы себя как рыба в воде, но на деле она
оказалась почти аутсайдером. Не
успев стать частью
модернистской традиции на родине,
на чужбине она не
вписывалась и в новый
порядок. Интерес к ее работам,
однако, присутствовал: в 1951 году
ее работу купил
для коллекции МоМА его сооснователь Альфред Барр.
Американский
абстракционизм базировался на культе художника-героя, который в бесформенных
мазках, цветовых плоскостях и пятнах выражал
не просто самого себя, но суть человеческого
бытия, выплеснутого на холст в архетипических беспредметных формах. Несложно
представить, что в патриархальной Америке тех лет таким
художником мог быть только мужчина
(художницы-женщины тогда – за редким исключением – были и впрямь чем-то
диковинным).
Вход в
местные художественные круги был для Буржуа закрыт не только в
социальном, но и в эстетическом отношении. Ее скульптуры и графика, хоть
и наследовали уважаемому здесь европейскому модернизму, представлялись чересчур
камерными и интимными в
сравнении с мессианским
абстракционизмом Поллока, Ротко или Барнета Ньюмена.
Творчество
Буржуа, что верно, обычно рассматривают в контексте ее личной истории. Его автобиографический характер подчеркивается не только самими
работами (знаменитый
шестиметровый паук называется «Мать»), но
и текстами, записками
и стиха-ми художницы, которые
писались ею на протяжении
всей жизни и
комментировали работы через призму
личных переживаний.
Сформировалась почти что традиция
воспринимать работы Буржуа в психоаналитическом ключе –
как попытку преодоления психологических травм, полученных
в раннем детстве.
Буржуа родилась в
семье антик-вара, человека состоятельного, но властного.
Обеспечив семье безбедную жизнь, он едва ли заботился о ее эмоциональном благополучии.
Не был секретом его
«тайный» роман с гувернанткой
Сэди, что усугублялось для
Луиз тяжелой болезнью ее матери, у
постели которой девушка проводила много часов,
не прекращая поддерживать
семейное предприятие: из-за художественных наклонностей дочери
отец привлекал ее к реставрации ценного текстиля. Двуличная буржуазная
мораль предписывала женщине быть «хранительницей очага»,
избегать вольностей в поведении и не оспаривать авторитет супруга.
Ему же вменялась в обязанность забота о
семье, на отступление
от которой часто смотрели сквозь пальцы: прожигание жизни было доказательством тонуса жизни. Центральный образ
у Буржуа –
изображение паука, возникающее в разные годы в рисунках, инсталляциях и скульптурах. «Моя мать тяжело болела
и кашляла кровью; я заботилась о ней,
но скрывала от
отца ее недуг,
– писала Буржуа.
– Паучиха –
реставратор. Порви ее паутину, и она не сойдет с ума. Она ее залатает».
Личное у
Буржуа, тем самым, приобретает характер
всеобщего. Ее работы повествуют не о
персональной, но о
социальной травме женственности
в патриархальном обществе. Отсюда и образность ее ранних
работ, созданных в США, по преимуществу скульптур, тонких,
вытянутых в длину
и неустойчивых, либо,
напротив, аморфных, размякших и почти стекающих на пол. Они словно лишились прочных форм, твердых
очертаний и героической энергии, которыми
наделяли их соратники Буржуа по цеху Дэвид Смит или
Константин Бранкузи.
Буржуа вносит
в свои произведения нескрываемые нотки эротизма. Начиная с 1960х годов они
все чаще напоминают биоморфные массы,
детали человеческого тела,
выполненные с разной степенью натурализма. Такие вещи,
как «Цветущий Янус» или
«Девчушка» (оба –
1968 года), и вовсе изображают
гениталии, угрожающим образом свисающие с потолка на тонкой леске.
К столь интимным
материям Буржуа, безусловно, обратилась не первой среди своих современников и
уж тем более
не впервые в истории
искусства. Но, в
отличие от тех же сюрреалистов, чье творчество также допускает психоаналитическое прочтение, художницу интересовал не поиск
архетипов сексуальности, но рассказ
о себе во
всей своей субъективности. Личное, интимное высказывание
о себе самой, нивелирующее безопасное расстояние, разделяющее
искусство и зрителя. Не случайно свои скульптурные композиции художница
экспонировала как предметную среду, и посетитель должен был
буквально войти в ее
инсталляцию, оказавшись внутри
работы, а не
созерцая ее с дистанции.
Подобная степень
самораскрытия позднее станет привычной
для художниковперформансистов
вроде Марины Абрамович, сделавшей произведением искусства
собственное незащищенное тело. Мощное движение художников,
использующих телесность как
основной инструмент, в 1960-е
годы появится в Вене. Апология интимного
примет в мировом искусстве радикальные формы, и предвестницей
этого поворота можно считать
Луиз Буржуа, впервые
отважившуюся выйти к зрителю во всей своей открытости и уязвимости.
С конца
1980-х годов Буржуа
начала серию «Клетки» –
центральный экспонат ее нынешней передвижной ретроспективы. «Клетки»
– замкнутые пространства
с артефактами и скульптурами
внутри, изображающими опять же тело
(фрагментарно либо целиком), скорченное
в болевом пароксизме
или изогнутое в
истерической дуге. Московский
зритель, входивший в «Гараж» с
внутреннего двора, где его встречала
шестиметровая паучиха «Мать» (1999), оказывался в почти алхимическом
пространстве, которое сама Буржуа описывала как метафору боли
– физической или
ментальной.
Радикализация
телесности, захлестнувшая искусство
молодых поколений, нашла, в свою очередь,
отражение у самой Буржуа: в статичных на вид,
но «кричащих» по
сути вещах, чья
выразительность оттенялась пространством музея с его выхолощенным бетоном
и длинными галереями,
закрытыми слоем полупрозрачного поликарбоната.
В эпоху
постмодерна Буржуа продолжала
говорить на языке
архаических форм –
бронзовых и мраморных
скульптур, объектов из ветхого
стекла и текстиля.
Детали своих «Клеток» –
оконные рамы, решетки,
дверные проемы, обрамляющие
их «интерьер», Луиз
не изготовляла сама,
а часто находила
на улице или в
лавках старьевщиков, даруя ненужным вещам новую жизнь в залах
музея. Старые предметы у Буржуа
сохраняют аутентичную ауру и при
этом воспринимаются как атрибут
не прошлого, а настоящего, проживаемого здесь и сейчас времени.
СЕМЬ КЛЮЧЕВЫХ РАБОТ ЛУИЗ БУРЖУА
МАТЬ (МАМАN, 1999)
Настоящая визитная карточка Луиз Буржуа, эта почти девятиметровая скульптура была отлита в 1999 году, чтобы стать первым экспонатом, показанными в Турбинном зале лондонской галереи Tate Modern. Сама скульптура существует в шести вариантах, хотя образ паука возникает у художницы намного чаще в разных ее проектах.
БАШНЯ-ЛАБИРИНТ (LABYRINTHINE TOWER, 1962)
Эта скульптура – посвящение русскому авангардисту Владимиру Татлину и его знаменитому «Памятнику Третьему Интернационалу», известному также как «Башня Татлина» (задуман в 1919 году). Буржуа в 1930-е годы два раза бывала в СССР и не понаслышке знала об этих проектах. Ее посвящение Татлину носит откровенный эротический оттенок, но это характерно и для других ее работ.
ЖЕНЩИНА-ДОМ (FEMME-MAISON, 1946–47)
Серия рисунков, изображающих женское тело, «переходящее» в дом. Телесные страдания станут главной темой не только для Буржуа, но и для нового искусства 1960–70-х годов, которое художница предвосхитила почти на двадцать лет.
ЖЕНЩИНА-СПИРАЛЬ (SPIRAL WOMAN, 1984)
Эта работа отчасти продолжает старую серию Буржуа «Женщина-дом». Изображение, отлитое в бронзе, приобретает здесь большую натуралистичность, а сама скульптура, что необычно, не стоит на подиуме, а свисает с потолка на тросе.
ЛОГОВО НА ШАРНИРАХ (THE ARTICULATED LAIR, 1986)
«Логово» стало первой работой в серии «Клетки», над которой Буржуа работала около десяти лет. «Логово – это защищенное укрытие, – писала она, где ты можешь скрыться от опасности». Войти ни в одну из «Клеток», правда, нельзя, да и их интерьеры, как правило, спокойствия не внушают.
РАЗРУШЕНИЕ ОТЦА(THE DESTRUCTION OF THE FATHER, 1974)
Почти хрестоматийная для Буржуа инсталляция напоминает пещеру, освещенную тусклым красным светом. Рассказывая о работе, художница описывала ее как обеденный стол, за которым собралась семья во главе с тираном-отцом. Детей и мать переполняет злоба: «И вот во власти этой мы хватаем его, швыряем на стол, раздираем и пожираем», – резюмирует она.
КЛЕТКА (ШУАЗИ) (CELL (CHOISY), 1990–1993)
Шуази – это городок, где короткое время жила семья Луиз. В доме, модель которого воссоздала художница в работе, находилась мастерская по реставрации гобеленов, которой руководила ее мать. Эта работа – наиболее автобиографичная и пронзительная, несмотря на отсутствие в ней «кричащих» деталей.
Материал был опубликован в бортовом журнале авиакомпании S7 Airlines, апрель 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий