среда, 18 сентября 2013 г.

Базель без русских — демонстративный жест или обычное дело?

Материал был опубликован в The Art Newspaper Russia №5 (14), июнь 2013

Крупнейшая ярмарка современного искусства Art Basel пройдет в Швейцарии с 13 по 16 июня. Событие № 1 для мирового арт-рынка в этом году не коснется российских галерей: в списке из более чем 300 участников нет ни одного представителя России




Нельзя сказать, чтобы Россия на Art Basel или ее филиалах была представлена широко и в прошлые годы. В течение шести лет (с 2005 по 2010 год) русское искусство в Базеле регулярно экспонировала московская галерея XL, затем ее сменила «Риджина» (в 2011 и 2012 годах) — в течение трех лет (в 2009, 2010, 2012 годах) она также приезжала на Art Basel Miami Beach. В прошлом году на ярмарке Design Miami/Basel с коллекцией советского авангардного дизайна дебютировала галерея «Эритаж» молодой московской галеристки Кристины Краснянской. Елена Селина (XL) рассказала, что в этом году заявку на Art Basel галерея XL не подавала. Неучастие в нынешней ярмарке Селина объясняет системными проблемами. Рынок в России не развит, его зачатки уничтожил кризис; при слабости местного рынка галереи не успевают пополнять свои денежные ресурсы. А система поддержки участия в международных мероприятиях, такая как в европейских странах, в России отсутствует. «До кризиса мы могли себе позволить чаще выезжать на международные ярмарки, а сейчас каждый из нас крепко задумается, ехать или не ехать, — прокомментировала она. — И это несмотря на то, что нам удавалось продавать работы и дела шли хорошо». «Мы оплачиваем стенд наравне, скажем, с Ларри Гагосяном и другими звездами, — продолжает галеристка. — Однако, если Гагосяну достаточно продать одну маленькую работу, чтобы окупиться, русской галерее нужно продать минимум 5–7 работ». Помимо этого, слабый интерес отечественных покупателей к русскому искусству именно в настоящее время, по мнению Елены Селиной, еще и создает негативный имидж галерей в глазах отборочного комитета. «Когда приезжаешь на ярмарку, первое, что у тебя спрашивают: «Где ваши покупатели из России?» — продолжает она. — Многие наши коллекционеры приобретают западное искусство начала ХХ века, брать «проверенное рынком» — национальная особенность. На топ-ярмарках современное русское искусство покупают только иностранные коллекционеры». В отличие от своих коллег, московская галерея «Риджина» в этом году заявку на участие подавала, но отборочный комитет ее не удовлетворил. В пресс-службе галереи заявили, что не знают причин, почему это произошло; владелец галереи Владимир Овчаренко комментировать эту ситуацию отказался, добавив лишь, что «все российское сейчас, мягко говоря, не пользуется популярностью». Ранее он заявлял, что, по его мнению, ситуацию осложняет напряженный политический фон в стране в целом (засилье коррупции и скандальныйпроцесс над Pussy Riot) и отсутствие в Базеле российских галерей — «демонстративный жест западных людей», не отделяющих искусство от политики.

«Ситуация с российскими галереями меняется, — говорит куратор и экс-галерист Марат Гельман. — Тот рынок, который существовал ранее и был ориентирован на богатых русских коллекционеров, подходит к концу. Новые богатые слишком плотно связаны с государством и скорее скрывают доходы, чем их демонстрируют, или же ориентированы на инфраструктурные проекты вроде покупки ярмарок и т. п.». Перестраивающийся рынок, по мнению Гельмана, будет в большей мере ориентирован на демократичные цены внутри России. «На Art Basel аренда квадратного метра такова, что даже если ты успешно все продал, но при этом привез недорогие работы, до €10 тыс., то не сможешь окупить стенд», — добавляет он. Неучастие российских галерей в Art Basel в пресс-службе ярмарки никак не прокомментировали, сославшись на единые правила отбора участников и отсутствие национальных квот. Впрочем, несмотря на все возникающие трудности, русские галеристы не собираются окончательно вычеркивать Art Basel из своих планов. Галерея XL приняла участие в недавно запустившемся филиале ярмарки в Гонконге (бывшей Art HK, в прошлом году приобретенной Art Basel), на нее же нацелен владелец pop/off/art Сергей Попов, но уже в следующем году. «Русский след в Базеле останется, — полагает он, — и это плод интенсивной работы рынка предыдущих лет».


Валерий Леденёв

Материал был опубликован в The Art Newspaper Russia №5 (14), июнь 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий