Материал был
опубликован в The Art Newspaper Russia №8 (17), октябрь 2013
Многолетняя история поисков могилы Казимира Малевича неожиданно завершилась в конце
августа: по появившейся информации, место захоронения художника оказалось
окончательно закатано в бетон. На участке в селе Немчиновка, где был похоронен
великий авангардист, теперь расположен элитный жилой комплекс «Ромашково-2», и
могила попадает аккурат во двор одного из домов. Усилия энтузиастов по приданию
территории охранного статуса не увенчались успехом, а память художника, по мнению
профессионального сообщества, подверглась надругательству.
Казимир Малевич, скончавшийся 15 мая 1935 года,
был похоронен в подмосковной Немчиновке через шесть дней: тело художника
кремировали в Москве в супрематическом гробу, сконструированном его учеником Николаем Суетиным, урну с прахом
зарыли под дубом на опушке леса, и на месте захоронения установили деревянный
памятник с изображением черного квадрата. Сама могила до наших дней не дожила.
По словам старожилов, ее разорили еще во время войны, а прах развеяли. Памятник
исчез, дуб выкорчевали, на месте леса возникло поле, которое неоднократно
вспахивалось. Территория захоронения, казалось бы окончательно утратившая свой
сакральный статус, была вновь обнаружена в конце 1970-х по инициативе другого
ученика Малевича — Константина Рождественского, а 30 июля 1988 года при
активной поддержке академика Дмитрия Лихачева там был установлен небольшой
памятный знак в виде бетонного куба с красным квадратом.
О таинственной истории с исчезнувшей могилой
долгое время не было слышно, что, конечно, не означало, что она вовсе сошла на
нет. Активные попытки установить точное место захоронения предпринимались
членами некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич». Они же несколько
лет назад выдвинули идею создать в Немчиновке центр русского авангарда, на
который до настоящего времени так и не было найдено финансирования.
Директор партнерства Александр Матвеев
рассказал нашей газете, что «место захоронения Малевича было установлено 27
апреля 2011 года в результате георадарного обследования». Этому предшествовали
длительные исследования: место расположения выкорчеванного дуба удалось
определить по архивным военным картам (во время войны на дереве был пост
оповещения), затем при помощи геолокатора была выявлена неоднородность земли, а
химический анализ взятых из этой области образцов почвы подтвердил наличие
следов выкорчеванного дерева. О своей деятельности организация неоднократно
извещала профессиональное сообщество, координируя с ними свои шаги на разных
этапах, — в распоряжении The
Art Newspaper Russia есть
письма из Русского музея и Третьяковской галереи, подтверждающие уместность и
обоснованность выводов, сделанных исследователями. Матвеев писал также в
Министерство культуры Московской области — попытки общения с чиновниками тогда
не увенчались успехом. Как рассказали The Art Newspaper Russia в пресс-службе министерства, обращения
Матвеева не были подкреплены результатами официальной историко-культурной
экспертизы. В августе экспертиза все-таки была проведена, но ее материалы,
направленные в Минкульт, были признаны не соответствующими требованиям
законодательства. Строительство на предполагаемом участке захоронения тем не
менее было временно приостановлено.
Вторая официальная экспертиза была проведена
позже, в декабре 2011 года (акт датирован 23 декабря, есть у The Art Newspaper Russia). К документам
экспертизы прилагалась карта с обозначением могилы: она попадала во внутренний
двор одного из домов строившегося жилого комплекса. Материалы исследования в
этот раз всем требованиям соответствовали, но поступили в областное
Министерство культуры, по сообщению пресс-службы, очень поздно, только 16 марта
2012 года, после неоднократных напоминаний со стороны ведомства о том, что
официальных данных у них до сих пор нет.
Ни о каких предыдущих исследованиях компании-застройщику
ООО «Ронд» известно не было. «Компании известно только об одной-
единственной экспертизе», — рассказали The Art Newspaper Russia в офисе ООО «Ронд». Большая часть
элитного жилого комплекса «Ромашково-2» к тому моменту уже была построена.
Кроме того, территория не имела охранного статуса, а компания-застройщик на тот
момент собрала все необходимые документы для проведения работ. Место бывшей
могилы оказалось закатано в бетон.
В Министерстве культуры МО рассказали The Art Newspaper Russia, что с
предполагаемого места захоронения, установленного в результате экспертизы,
будет взята почва и в специальных капсулах перезахоронена поблизости. Кроме
того, в этом районе установят памятник Малевичу (на него будет объявлен
тендер), а именем художника назовут одну из школ.
Несмотря на бурю возмущения, поднявшуюся в СМИ
и соцсетях по поводу «надругательства над памятью» крупнейшего русского
авангардиста, арт-сообщество оказалось далеко не единодушным относительно
ситуации. «В зале Малевича в Третьяковке всегда пусто, Квадрат убого висит за какой-то кривой
загородкой, как пожарный щит у гаража, но всех страшно беспокоит потеря
мифической могилы Малевича», — написал на своей странице в Facebook художник Юрий Альберт.
Валерий Леденёв
Материал был
опубликован в The Art Newspaper Russia №8 (17), октябрь 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий