четверг, 19 сентября 2013 г.

Хозяева хаоса: художники и шаманы

CaixaForum, Мадрид, 6 февраля – 19 мая

Материал был опубликован в журнале «Артхроника» №2 / 2013


Кураторы выставки, приехавшей в Мадрид из парижского Музея на набережной Бранли, в очередной раз попытались завязать диалог между артефактами этнического искусства и работами современных художников. Центральное место на выставке занимает фигура шамана – как в контексте религиозных практик отдельных народов, так и в контексте современного искусства, заступающего на территорию мифологических культов и ритуалов.

Костюмы сибирских колдунов, индейские маски, африканские амулеты и индонезийские алтари щедро рассеяны по всей экспозиции. С ними сопоставлены работы современных художников, которых на выставке существенно меньше. Хотя шаманизм преобладает, выставка интересна чередой несоответствий, которые словно ставят точку в спорах о возможности сопоставления племенного искусства и современных художественных практик. Объекты религиозных культов, привезенные из Африки, Азии и Океании, предстают на выставке самодостаточными и говорят лишь сами за себя. Они не призваны походить на работы художников – картины Пикассо и Жан-Мишеля Баскиа, перформансы Бойса, инсталляции Аннет Мессаже, Татьяны Труве и Fluxus, – а оттеняют непреодолимые различия, доказывая бессмысленность прямолинейных сравнений и попыток формальной имитации предметов.


Попытками порассуждать о преодолении хаоса при помощи ритуалов и магического мышления кураторы лишь доказали, что человеку свойственны логика и рациональность. Обращение к архаическим практикам в этом контексте кажется не иррациональной романтикой, а вынужденным способом справляться с агрессивной реальностью, например, в ситуации краха существовавшей до этого более «высокой» современной культуры. Примером тому – фотографии уроженки Габона Мириам Михиндоу, снимавшей жителей Гаити, которые пережили сильнейшее землетрясение и вернулись в результате к своим прежним верованиям, казалось бы, навсегда стертым современной цивилизацией. Следующая за ними витрина Томаса Хиршхорна, начиненная репродукциями картин с изображением насилия (преимущественно Гойи) и соответствующими подписями, напоминает об «ужасах войны» и подчеркивает необходимость культурных иерархий. Даже главный шаман от современного искусства Йозеф Бойс, представленный на выставке знаменитым перформансом «Как объяснить картины мертвому зайцу» (1965), предстает не мистиком, а этаким ученым, создателем собственного языка с продуманной грамматикой и лексиконом. Знаки этого языка происходят не из глубин мирового хаоса, а из вымышленной и эстетизированной биографии самого художника.

Работы других авторов на выставке отсылают уже не столько к борьбе с хаосом, сколько к рефлексии относительно границ искусства, уже почти не предполагая смысловой связи с первобытными художествами, хотя и напоминая их внешне. В фильме «Живописец» (1995) американец Пол Маккарти в костюме то ли гремлина, то ли клоуна заклинает холст и краски перед тем, как нанести экспрессивный мазок, – запоздалая пародия на давно набивший оскомину модернистский жест. Безбашенная Трейси Роуз совершает на экране абсурдные действия, показанные в ускоренной перемотке и сопротивляющиеся любой поспешной зрительской интерпретации. В этот зал попала и документация «собачего» перформанса Олега Кулика, выставленная в контексте карнавальной культуры: народных костюмов из Швейцарии и Болгарии.

Что касается шаманизма в современном мире, то проект на эту тему представлен в самом начале экспозиции. Специально для выставки современный шаман из Того построил алтарь вуду, состоящий из пустых бутылок из-под джина, ржавого железа и черепов животных, залитых полиуретановой смолой. Эта вещь напоминает о неоднозначном положении архаических культов сегодня: они вынуждены бороться за то, чтобы вписаться в современный контекст, и стремятся заинтересовать зрителей, но одновременно отпугивают их, не готовых по-настощему погрузиться в загадочную религию.

Валерий Леденёв

Материал был опубликован в журнале «Артхроника» №2 / 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий