суббота, 21 сентября 2013 г.

Евгений Митта и Елена Баканова


Статья была опубликована в журнале «Артхроника» №1 / 2013

Евгений Митта и Елена Баканова оказались в числе организаторов культурного процесса задолго до основания Paperworks. Митта – один из создателей «Первой галереи», появившейся в 1989 году стараниями группы выпускников Суриковки. Галерея, соучредителями которой выступили Айдан Салахова и Александр Якут, заняла пространство на Страстном бульваре, а поддержку ей обеспечивал один из кооперативов, открывшийся по соседству. Первой в буквальном смысле слова галерея не стала – к тому моменту ее опередила небезызвестная «Марс», – однако свою роль в становлении отечественного арт-рынка все же сыграла. Здесь, например, прошла выставка Хельмута Ньютона – в «Первую галерею» попали фотографии, отвергнутые ГМИИ им. А.С. Пушкина, где проходила большая выставка мэтра.

В 1990 году Митта, Салахова и Якут сделали экспозицию российского павильона на Венецианской биеннале. Молодые галеристы обратили на себя внимание мировой арт-общественности своей московской выставкой «Раушенберг – нам, мы – Раушенбергу», центральное место в которой занимала картина приезжавшего тогда в Москву классика поп-арта, нарисованная по просьбе Айдан. Проект с такой же идеей, но другим составом работ (Раушенберг предоставил для павильона уже другую картину) и решил привезти в Венецию Владимир Горяинов, бывший в то время комиссаром павильона. Выставка, получившая почетный приз биеннале, стала первым случаем в истории, когда национальный павильон представил работу зарубежного художника.

«Первая галерея» едва ли просуществовала два года. Салахова и Якут открыли свои выставочные пространства, а Митта сосредоточился на собственном творчестве, путешествовал по миру, организовывал выставки в России и за рубежом, работал в Москве как театральный художник, оформляя спектакли МХТ. В 1990-е, как многие в России, занялся бизнесом – совместно с бывшими художниками Андреем Яхниным и Гией Абрамишвили основал компанию Image Design Group, занимавшуюся среди прочего оформлением ресторанов. Так стартовал собственный ресторанный бизнес. Первым стало кафе «Клон» на Дмитровке, следом запустили кафе «Кекс» и бар Suzy Wong – именно там в первый раз Митта попробовал выставлять произведения искусства прямо в помещении ресторана. Эту идею он позже разовьет в известном московском ресторане «Арт-Академия».


Елена Баканова в 1990-е посещала школу современного искусства профессора МГУ Веры Дмитриевны Дажиной, открытую на базе факультета художественной графики МГПУ им. Ленина. Потом – занятия в Институте современного искусства, предшественнике нынешнего ИПСИ. «По опыту работы с художниками я заметила, что у каждого автора есть одна, может быть, две темы, которыми он занимается всю свою жизнь. Оказалось, что не только у художников, – говорит Баканова. – В моем случае то же самое: меня всегда интересовали проблемы коммуникации, выход современного искусства за его границы и взаимодействие со смежными областями, в том числе и поп-культурой».

Елена всерьез готовилась стать куратором и уже в 1997 году сделала свою первую выставку в Новом Манеже «Сними. Одень. Никогда не снимай». Участники выставки, среди которых были Юрий Лейдерман, Анатолий Осмоловский, Вадим Фишкин и группа «Инспекция “Медицинская герменевтика”», сделали плакаты, рекламировавшие современное искусство. Выставка прошла успешно, газета «Коммерсантъ» посвятила ей целую статью, чего молодой куратор совсем не ожидала.

Именно тогда и познакомились будущие основатели Paperworks: в поисках работ для выставки Баканова посетила дизайн-студию Митты (его вещи, впрочем, в экcпозицию не вошли). Сама галерея возникнет только через восемь лет: молодых людей на долгое время затянет бизнес, которым они были вынуждены заниматься, чтобы обеспечивать себя.

Поработав немного в ГЦСИ, Баканова ушла работать в глянец. В 1997 году предприниматель Эндрю Полсон и Илья Осколков-Ценципер основали издательский дом «ВМ-Бюро» на базе концерна «Вечерняя Москва», который стал прототипом будущего ИД «Афиша». Елена пошла туда фоторедактором. Профессионалов от глянца тогда в России практически не было, людей выбирали по принципу личной симпатии. «Это был ежедневный шок, – рассказывает она. – Ты каждый день должен был обучаться, и не наблюдалось опытных людей, способных объяснить, что делать».

Через год Лена ушла в новый журнал L’Officiel. Работала стилистом, продюсировала фотосъемки. «Это было областью творчества, сферой, где что-то происходило, – вспоминает она не без удовольствия. – Без понимания формата и критериев, которым должна соответствовать твоя работа. Это была предельно экспериментальная зона». Именно здесь сказался изначальный бэкграунд в области современного искусства – съемки Баканова стилизовала то под Ванессу Бикрофт, то под Джеффа Уолла, а свои действия воспринимала как «партизанские вылазки на территорию глянца».

Задерживаться в глянце не хотелось – Баканову все больше привлекал арт-мир. Да и ее опыты в журнальном деле все менее и менее соответствовали формирующимся стандартам фэшн-индустрии. «Меня пригласили на собеседование с куратором региональных изданий Vogue. Она посмотрела мое портфолио и сказала, что у меня хорошие концептуальные съемки, но все это не о моде. И на вопрос, люблю ли вообще моду, я не смогла соврать – ответила “Нет”». Лена продолжила заниматься фотосъемками в режиме фриланса, потом занялась воспитанием детей. Баканова тогда мечтала открыть собственный журнал, и ее желание сбылось, но намного позже – в 2009 году, когда Баканову вместе с Анзором Канкуловым пригласили делать издание Black Square (2009–2010).

Галерея Paperworks появилась в 2005 году в пространстве Центра дизайна Artplay, который располагался тогда в здании бывшей ткацкой фабрики «Красная роза» на улице Тимура Фрунзе. Галерея выбрала для себя вполне четкий формат – работы на бумаге. «Идея состояла в том, чтобы выставлять не только графику, но и “кухню“ художника: эскизы, наброски, – объясняет Евгений Митта. – Любое произведение, которое потом обретает завершенные формы, начинается с наброска». Первыми выставками стали рисунки разных лет Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, затем, уже в 2006 году, – графика художников-архитекторов и акварели Павла Пепперштейна. На коммерческий успех большого расчета не было, главным мерилом успеха для галеристов был личный интерес.

В 2008 году фабрику снесли, и галерея переехала на «Арт-Стрелку» – один из первых самоорганизовавшихся арт-кластеров рядом с «Красным Октябрем», чье место позже занял Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Пространства у галереи стало больше, и это способствовало смене формата. Здесь прошла выставка живописи концептуалиста Бориса Матросова, первые галерейные экспозиции уличного художника Кирилла Кто и Валерия Чтака, реализован проект Юрия Альберта «Московский выбор», в 2011 году получивший Премию Кандинского. Именно на этом этапе Елена Баканова вернулась к своим кураторским корням, активно включившись в работу Paperworks. «После переезда на “Арт-Стрелку” первые два месяца в галерее вообще не было сотрудников, – рассказывает она. – Для меня это в принципе один из залогов успеха: можешь ли ты в критических обстоятельствах самое важное сделать сам».

Этот период Лена вспоминает как относительно успешный в коммерческом плане. Работы продавались, во время «Арт Москвы» стенд галереи пустел почти наполовину. С наступлением кризиса это прекратилось, но, по словам Бакановой, внезапный коллапс не был для них серьезным психологическим ударом. «Разговаривая постфактум с нашими галеристами, я выяснила, что с 2002 года основные участники рынка в смысле продаж чувствовали себя неплохо. Наше преимущество состояло в том, что мы этот период подъема почти не застали – точнее, застали очень коротко, и у нас не было такого посттравматического синдрома».

Впрочем, галерея и так все больше и больше отдалялась от коммерческого формата. То, что выставлялось последние три года, когда Paperworks переехала с закрывшейся «Арт-Стрелки» на «Винзавод», едва ли имело надлежащий «товарный вид». И хотя сотрудничество с художниками вроде Юлии Заставы продолжилось, галерея еще радикальнее расширила свою тематику – именно здесь показывали видеопроект Валерии Гай Германики, скульптуры Леонида Сохранского, фотографии Полины Канис и многоканальную видеоинсталляцию Таус Махачевой (для этой выставки «Позволь мне быть частью нарратива» даже был приглашен куратор со стороны – Алексей Масляев).

Выставки этого периода производили впечатление гораздо более политически ангажированных. Николай Олейников, окончательно превратившийся в активиста-антифашиста, расписал стены галереи дидактическими фресками. А накануне одного из февральских митингов2012 года была организована выставка «За честные выборы». О новом идейном уклоне своей галереи Митта и Баканова громко не заявляют, однако не могут не сказать, что для них это был естественный процесс. «Все зависит от вашего восприятия действительности и вашего вклада в нее – насколько вы хотите влиять на окружающую действительность, контекст, отстраниться или вступить в диалог», – говорит Лена. Очевидно, выбор был в пользу последнего.

Июль 2012-го запомнился арт-сообществу неожиданной новостью – Paperworks закрыла свое пространство на «Винзаводе» и какое-то время не будет проводить выставки. В разговоре Митта и Б аканова еще раз подчеркивают, что это вовсе не означает закрытие галереи. Проект в скором времени возобновит свою деятельность – поиски нового помещения активно ведутся. Впрочем, уход с «Винзавода» не сильно мешает: к галеристам продолжают обращаться коллекционеры и кураторы – недавно, например, просматривали работы на предмет участия в Московской биеннале.

И все-таки почему ушли? Евгений Митта объясняет, что свои ресурсы пространство «Винзавода» исчерпало, а также сетует на несправедливые условия, с которыми приходилось мириться. «Галерея – не та разновидность бизнеса в Москве, который приносит прибыль, – говорит он. – Большинство арендаторов на “Винзаводе” не имеют отношения к искусству, но именно галереи создают его лицо, без галерей “Винзавода” нет. Но они вынуждены платить коммерческую ставку. Это неправильно».

Баканова связывает решение уйти с системным кризисом, в частности, на самом «Винзаводе». «Это комплексный процесс, зависящий от того, какая ситуация складывается на территории самого арт-кластера, какую аудиторию он привлекает и какой резонанс вызывают наши выставки. Пока не пойму, в каком направлении идет развитие, мне не будет интересно работать».

На Лену сильно повлияла история с известной акцией Pussy Riot. «Я тогда подумала, может ли в течение ближайшего года хоть какая-нибудь выставка прозвучать и быть услышанной? И не нашла никаких предпосылок для положительного ответа». Отчасти это и подтолкнуло галеристов к решению уйти с «Винзавода».

Митту процесс над активистками потряс еще сильнее. Настолько, что он взялся снимать о них фильм – он станет продолжением серии киноработ о художниках, начатой в 2008 году картиной об Олеге Кулике и позже о Виноградове и Дубосарском. На очереди также фильм о Тимуре Новикове и его круге, который делает постоянный соавтор Митты Александр Шейн.

Пока галерея не проводит собственных выставок, Митта и Баканова работают над сайд-проектами: готовят ретроспективу Юрия Альберта, запланированную в ММОМА, в планах также большие музейные проекты Валерия Чтака и Таус Махачевой.

Кроме того, Елена Баканова занимается созданием ассоциации галеристов, которая сейчас утверждает свой устав, а в ближайшем будущем должна пройти регистрацию и приступить к полноценной работе. Лена видит в этом начало системных изменений, столь необходимых отечественной арт-сцене. «Совокупный результат деятельности разных профессионалов-галеристов может быть гораздо выше, одна галерея не может менять процесс. В одиночку можно добиться локального успеха, но есть вещи, которые нужно делать вместе. К счастью, к пониманию этого последовательно пришли все».

Начав с галерейного бизнеса, Баканова и Митта этот уровень, кажется, уже переросли. Они организуют культурные процессы в более широком смысле, не только как кураторы выставочных проектов, но и затрагивая насущные проблемы культурной политики в целом. Пришло понимание того, что важные животрепещущие вопросы вместо тебя не решит никто, а если и решит, то вряд ли в твою пользу. Что же касается галереи – она тоже представляет собой синтез. Тут есть место и поп-культуре, и андерграунду, и рефлексии, и политике. В случае Бакановой и Митты это не только организующее начало и точка сборки важных процессов. Это образ жизни.


Валерий Леденёв
«Артхроника» №1 / 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий