Статья была опубликована в журнале «Артхроника» №1 / 2013
Евгений
Митта и Елена Баканова оказались в числе организаторов культурного процесса
задолго до основания Paperworks. Митта – один из создателей «Первой галереи»,
появившейся в 1989 году стараниями группы выпускников Суриковки. Галерея,
соучредителями которой выступили Айдан Салахова и Александр Якут, заняла
пространство на Страстном бульваре, а поддержку ей обеспечивал один из
кооперативов, открывшийся по соседству. Первой в буквальном смысле слова
галерея не стала – к тому моменту ее опередила небезызвестная «Марс», – однако
свою роль в становлении отечественного арт-рынка все же сыграла. Здесь,
например, прошла выставка Хельмута Ньютона – в «Первую галерею» попали
фотографии, отвергнутые ГМИИ им. А.С. Пушкина, где проходила большая выставка
мэтра.
В 1990
году Митта, Салахова и Якут сделали экспозицию российского павильона на
Венецианской биеннале. Молодые галеристы обратили на себя внимание мировой
арт-общественности своей московской выставкой «Раушенберг – нам, мы –
Раушенбергу», центральное место в которой занимала картина приезжавшего тогда в
Москву классика поп-арта, нарисованная по просьбе Айдан. Проект с такой же
идеей, но другим составом работ (Раушенберг предоставил для павильона уже
другую картину) и решил привезти в Венецию Владимир Горяинов, бывший в то время
комиссаром павильона. Выставка, получившая почетный приз биеннале, стала первым
случаем в истории, когда национальный павильон представил работу зарубежного
художника.
«Первая
галерея» едва ли просуществовала два года. Салахова и Якут открыли свои
выставочные пространства, а Митта сосредоточился на собственном творчестве,
путешествовал по миру, организовывал выставки в России и за рубежом, работал в
Москве как театральный художник, оформляя спектакли МХТ. В 1990-е, как
многие в России, занялся бизнесом – совместно с бывшими художниками Андреем
Яхниным и Гией Абрамишвили основал компанию Image Design Group, занимавшуюся
среди прочего оформлением ресторанов. Так стартовал собственный ресторанный
бизнес. Первым стало кафе «Клон» на Дмитровке, следом запустили кафе «Кекс» и
бар Suzy Wong – именно там в первый раз Митта попробовал выставлять
произведения искусства прямо в помещении ресторана. Эту идею он позже разовьет
в известном московском ресторане «Арт-Академия».
Елена
Баканова в 1990-е посещала школу современного искусства профессора МГУ Веры
Дмитриевны Дажиной, открытую на базе факультета художественной графики МГПУ им.
Ленина. Потом – занятия в Институте современного искусства, предшественнике
нынешнего ИПСИ. «По опыту работы с художниками я заметила, что у каждого автора
есть одна, может быть, две темы, которыми он занимается всю свою жизнь.
Оказалось, что не только у художников, – говорит Баканова. – В моем случае
то же самое: меня всегда интересовали проблемы коммуникации, выход современного
искусства за его границы и взаимодействие со смежными областями, в том числе и
поп-культурой».
Елена
всерьез готовилась стать куратором и уже в 1997 году сделала свою первую
выставку в Новом Манеже «Сними. Одень. Никогда не снимай». Участники выставки,
среди которых были Юрий Лейдерман, Анатолий Осмоловский, Вадим Фишкин и группа
«Инспекция “Медицинская герменевтика”», сделали плакаты, рекламировавшие
современное искусство. Выставка прошла успешно, газета «Коммерсантъ» посвятила
ей целую статью, чего молодой куратор совсем не ожидала.
Именно
тогда и познакомились будущие основатели Paperworks: в поисках работ для
выставки Баканова посетила дизайн-студию Митты (его вещи, впрочем, в экcпозицию
не вошли). Сама галерея возникнет только через восемь лет: молодых людей на
долгое время затянет бизнес, которым они были вынуждены заниматься, чтобы
обеспечивать себя.
Поработав
немного в ГЦСИ, Баканова ушла работать в глянец. В 1997 году
предприниматель Эндрю Полсон и Илья Осколков-Ценципер основали издательский дом
«ВМ-Бюро» на базе концерна «Вечерняя Москва», который стал прототипом будущего
ИД «Афиша». Елена пошла туда фоторедактором. Профессионалов от глянца
тогда в России практически не было, людей выбирали по принципу личной симпатии.
«Это был ежедневный шок, – рассказывает она. – Ты каждый день должен был
обучаться, и не наблюдалось опытных людей, способных объяснить, что делать».
Через год
Лена ушла в новый журнал L’Officiel. Работала стилистом, продюсировала
фотосъемки. «Это было областью творчества, сферой, где что-то происходило, –
вспоминает она не без удовольствия. – Без понимания формата и критериев,
которым должна соответствовать твоя работа. Это была предельно
экспериментальная зона». Именно здесь сказался изначальный бэкграунд в области
современного искусства – съемки Баканова стилизовала то под Ванессу Бикрофт, то
под Джеффа Уолла, а свои действия воспринимала как «партизанские вылазки на
территорию глянца».
Задерживаться
в глянце не хотелось – Баканову все больше привлекал арт-мир. Да и ее опыты в
журнальном деле все менее и менее соответствовали формирующимся стандартам
фэшн-индустрии. «Меня пригласили на
собеседование с куратором региональных изданий Vogue. Она посмотрела мое
портфолио и сказала, что у меня хорошие концептуальные съемки, но все это не о
моде. И на вопрос, люблю ли вообще моду, я не смогла соврать – ответила
“Нет”». Лена продолжила заниматься фотосъемками в режиме фриланса, потом
занялась воспитанием детей. Баканова тогда мечтала открыть собственный журнал,
и ее желание сбылось, но намного позже – в 2009 году, когда Баканову вместе с
Анзором Канкуловым пригласили делать издание Black Square (2009–2010).
Галерея
Paperworks появилась в 2005 году в пространстве Центра дизайна Artplay, который
располагался тогда в здании бывшей ткацкой фабрики «Красная роза» на улице
Тимура Фрунзе. Галерея выбрала для себя вполне четкий формат – работы на
бумаге. «Идея состояла в том, чтобы выставлять не только графику, но и “кухню“
художника: эскизы, наброски, – объясняет Евгений Митта. – Любое произведение,
которое потом обретает завершенные формы, начинается с наброска». Первыми
выставками стали рисунки разных лет Владимира Дубосарского и Александра
Виноградова, затем, уже в 2006 году, – графика художников-архитекторов и
акварели Павла Пепперштейна. На коммерческий успех большого расчета не было,
главным мерилом успеха для галеристов был личный интерес.
В 2008
году фабрику снесли, и галерея переехала на «Арт-Стрелку» – один из первых
самоорганизовавшихся арт-кластеров рядом с «Красным Октябрем», чье место позже
занял Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Пространства у галереи
стало больше, и это способствовало смене формата. Здесь прошла выставка
живописи концептуалиста Бориса Матросова, первые галерейные экспозиции уличного
художника Кирилла Кто и Валерия Чтака, реализован проект Юрия Альберта
«Московский выбор», в 2011 году получивший Премию Кандинского. Именно на этом
этапе Елена Баканова вернулась к своим кураторским корням, активно включившись
в работу Paperworks. «После переезда на “Арт-Стрелку” первые два месяца в
галерее вообще не было сотрудников, – рассказывает она. – Для меня это в
принципе один из залогов успеха: можешь ли ты в критических обстоятельствах
самое важное сделать сам».
Этот
период Лена вспоминает как относительно успешный в коммерческом плане. Работы
продавались, во время «Арт Москвы» стенд галереи пустел почти наполовину.
С наступлением кризиса это прекратилось, но, по словам Бакановой,
внезапный коллапс не был для них серьезным психологическим ударом.
«Разговаривая постфактум с нашими галеристами, я выяснила, что с 2002 года
основные участники рынка в смысле продаж чувствовали себя неплохо. Наше
преимущество состояло в том, что мы этот период подъема почти не застали –
точнее, застали очень коротко, и у нас не было такого посттравматического
синдрома».
Впрочем,
галерея и так все больше и больше отдалялась от коммерческого формата. То, что
выставлялось последние три года, когда Paperworks переехала с закрывшейся
«Арт-Стрелки» на «Винзавод», едва ли имело надлежащий «товарный вид».
И хотя сотрудничество с художниками вроде Юлии Заставы продолжилось,
галерея еще радикальнее расширила свою тематику – именно здесь показывали
видеопроект Валерии Гай Германики, скульптуры Леонида Сохранского, фотографии
Полины Канис и многоканальную видеоинсталляцию Таус Махачевой (для этой
выставки «Позволь мне быть частью нарратива» даже был приглашен куратор со
стороны – Алексей Масляев).
Выставки
этого периода производили впечатление гораздо более политически ангажированных.
Николай Олейников, окончательно превратившийся в активиста-антифашиста,
расписал стены галереи дидактическими фресками. А накануне одного из
февральских митингов2012 года была организована выставка «За честные выборы».
О новом идейном уклоне своей галереи Митта и Баканова громко не заявляют,
однако не могут не сказать, что для них это был естественный процесс. «Все
зависит от вашего восприятия действительности и вашего вклада в нее – насколько
вы хотите влиять на окружающую действительность, контекст, отстраниться или
вступить в диалог», – говорит Лена. Очевидно, выбор был в пользу последнего.
Июль
2012-го запомнился арт-сообществу неожиданной новостью – Paperworks закрыла
свое пространство на «Винзаводе» и какое-то время не будет проводить выставки.
В разговоре Митта и Б аканова еще раз подчеркивают, что это вовсе не
означает закрытие галереи. Проект в скором времени возобновит свою деятельность
– поиски нового помещения активно ведутся. Впрочем, уход с «Винзавода» не
сильно мешает: к галеристам продолжают обращаться коллекционеры и кураторы –
недавно, например, просматривали работы на предмет участия в Московской
биеннале.
И все-таки
почему ушли? Евгений Митта объясняет, что свои ресурсы пространство «Винзавода»
исчерпало, а также сетует на несправедливые условия, с которыми приходилось
мириться. «Галерея – не та разновидность бизнеса в Москве, который приносит
прибыль, – говорит он. – Большинство арендаторов на “Винзаводе” не имеют
отношения к искусству, но именно галереи создают его лицо, без галерей
“Винзавода” нет. Но они вынуждены платить коммерческую ставку. Это неправильно».
Баканова
связывает решение уйти с системным кризисом, в частности, на самом «Винзаводе».
«Это комплексный процесс, зависящий от того, какая ситуация складывается на
территории самого арт-кластера, какую аудиторию он привлекает и какой резонанс
вызывают наши выставки. Пока не пойму, в каком направлении идет развитие, мне
не будет интересно работать».
На Лену
сильно повлияла история с известной акцией Pussy Riot. «Я тогда подумала, может
ли в течение ближайшего года хоть какая-нибудь выставка прозвучать и быть
услышанной? И не нашла никаких предпосылок для положительного ответа».
Отчасти это и подтолкнуло галеристов к решению уйти с «Винзавода».
Митту
процесс над активистками потряс еще сильнее. Настолько, что он взялся снимать о
них фильм – он станет продолжением серии киноработ о художниках, начатой в 2008
году картиной об Олеге Кулике и позже о Виноградове и Дубосарском. На очереди
также фильм о Тимуре Новикове и его круге, который делает постоянный соавтор
Митты Александр Шейн.
Пока
галерея не проводит собственных выставок, Митта и Баканова работают над
сайд-проектами: готовят ретроспективу Юрия Альберта, запланированную в ММОМА, в
планах также большие музейные проекты Валерия Чтака и Таус Махачевой.
Кроме
того, Елена Баканова занимается созданием ассоциации галеристов, которая сейчас
утверждает свой устав, а в ближайшем будущем должна пройти регистрацию и
приступить к полноценной работе. Лена видит в этом начало системных изменений,
столь необходимых отечественной арт-сцене. «Совокупный результат деятельности
разных профессионалов-галеристов может быть гораздо выше, одна галерея не может
менять процесс. В одиночку можно добиться локального успеха, но есть вещи,
которые нужно делать вместе. К счастью, к пониманию этого последовательно
пришли все».
Начав с
галерейного бизнеса, Баканова и Митта этот уровень, кажется, уже переросли. Они
организуют культурные процессы в более широком смысле, не только как кураторы
выставочных проектов, но и затрагивая насущные проблемы культурной политики в
целом. Пришло понимание того, что важные животрепещущие вопросы вместо тебя не
решит никто, а если и решит, то вряд ли в твою пользу. Что же касается галереи
– она тоже представляет собой синтез. Тут есть место и поп-культуре, и
андерграунду, и рефлексии, и политике. В случае Бакановой и Митты это не
только организующее начало и точка сборки важных процессов. Это образ жизни.
Валерий Леденёв
«Артхроника» №1 / 2013
«Артхроника» №1 / 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий