воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Альфредо Джаар. Политика образов


В рамках фотофестиваля «Встречи в Арле – 2013»
Церковь Братьев-проповедников, Арль, 1 июля – 25 августа

Материал был опубликован в журнале «Артхроника» №4 / 2013


Выставка чилийского художника Альфредо Джаара на первый взгляд связана с фотографией лишь косвенно. Фото здесь практически нет, а те, что есть, не авторские, а заимствованы из чужих хроник. Организованный специально во время крупнейшего в мире фотофестиваля проект как будто задает ему общую рамку. Это не выставка фотографии, но концептуальный проект о ней.

Экспозиция разместилась в заброшенной готической церкви XV века. Окна в ней забиты, освещения почти нет, что символично. При входе зрителя встречает 8-минутный фильм «Звук тишины» о фотографе из ЮАР Кевине Картере, авторе известного снимка умирающей от голода девочки в Судане, возле которой приземлился стервятник. Кадр принес автору Пулитцеровскую премию, а заодно и шквал упреков в неэтичности. Через год Картер покончил с собой. Фильм состоит из титров на черном фоне, в конце возникает сам снимок, а затем неоновые лампы заливают все ослепляющим светом. Другая работа рассказывает три реальные истории, выложенные неоновыми буквами на стенах. Билл Гейтс покупает несколько крупных национальных фотоархивов и переносит их в спецхранилище в подземном бункере в Пенсильвании, обеспечив надежное хранение материалов и препятствия для доступа к ним. Министерство обороны США приобретает все спутниковые карты Афганистана перед началом военных операций. Официальные заявления об отсутствии мирных жителей в зонах бомбежки стало невозможно проверить. Последняя история о Нельсоне Манделе, который провел в тюрьме более 20 лет (никаких снимков не осталось), где добывал известняк, – солнечный свет, отраженный от его белой поверхности, привел к серьезным повреждениям сетчатки.


Работы Джаара не только о том, что фотографии искажают картину мира и оставляют что-то за пределами кадра. Художник указывает, что потоки образов, широкие фотокорреспондентские сети, проникшие во все части света, структурированы механизмами, способными направить циркуляцию образов в обход острых углов, повернуть ее вспять или букально спрятать под землю. Произведения на выставке – комментарии к невыдуманным фактам, отсылающие к реалиям более жутким, чем самые пронзительные документальные кадры. Текст оказывается сильнее и честнее изображения. Художник выступает с критикой современной культуры, где вербальное вытесняется визуальным, где ярким зрительным образам отдается приоритет перед знанием. Поэтому Джаар не выставляет собственные фотографии, сделанные в рамках многолетнего проекта о геноциде народа тутси в Руанде. Сделанные на местах, до сих пор хранящих следы кровавых событий, снимки убраны в коробки, открывать которые на выставке нельзя. Но можно прочитать тексты: сколько погибло людей (более миллиона), как расправлялись с жертвами, что чувствуют выжившие. Визуальный образ девальвирован, говорил художник в одном интервью, публика разучилась его воспринимать.

В своих работах о видимости и репрезентации Джаар категоричен, но не назидателен. Он ведет зрителя верной, по его мнению, дорогой, но тон его слов неэмоционален и лишен дидактических нот или упреков в адрес мира, бездействующего, пока в Африке гибнут люди. Художник не претендует на всеохватность и не стесняется своей субъективности и местами глубоко личного взгляда. Проект о Руанде – реакция частного человека, пораженного происходящим настолько, что оставаться в стороне уже нет сил.

Джаар предлагает зрителю формировать собственное критическое видение. Не доверять картинке, а дополнять ее фактами, которые не зафиксирует ни один объектив. А также напоминает, что сколь ни была бы полной картина мира, всегда существует параллельная ей реальность, которую не восстановить документалистскими интервенциями, но в которую нужно вживаться «с нуля». Экспозицию завершают фотографии трех женщин-политиков из Индии, Бирмы и Мозамбика. Их имена (и лица) не растиражированы СМИ, но их влияние на местную политику огромно. Чтобы восстановить эту картину, невозможно обойтись краткими комментариями. Здесь нужен развернутый текст.

Валерий Леденёв

Материал был опубликован в журнале «Артхроника» №4 / 2013 (журнал вышел исключительно в электронной версии и на бумаге опубликован не был)

Комментариев нет:

Отправить комментарий