Центр искусств королевы Софии, Мадрид, 6 февраля
– 13 марта
Материал был опубликован в журнале
«Артхроника» №2 / 2013
Оказавшись
на выставке Кристины Иглесиас в мадридском Центре искусств королевы Софии, думаешь,
что попал в археологический музей, экспозиция которого разрежена и растянута в пространстве.
Инсталляции Иглесиас, напоминающие разрушенные временем жилища каких-то древних
цивилизаций, как будто приехали сюда с очередных раскопок. Хотя играть в ассоциации
с ушедшими культурами, имитируя окаменелые древности, – последнее, к чему стремится
художница.
Иглесиас
активно работает с начала 1980-х годов и дважды представляла Испанию на Венецианской
биеннале (1986, 1993). Ее работы – это полуабстрактные конструкции различных масштабов,
зачастую выполненные из необработанного бетона или металла. Иногда они напоминают
разрушенную стену или несущее перекрытие здания, иногда – подобие целого жилого
пространства. Они подвешены в воздухе на тросах, стоят посреди зала или занимают
его угол. Под ними можно пройти, в них легко заглянуть, иногда они полностью замкнуты,
а иногда уменьшены и погружены в настоящий аквариум с живыми рыбами. Появление подобной
художницы не случайно в стране, давшей миру таких авторов, как Хулио Гонсалес, Эдуардо
Чильида и Хорхе Отейса. Интерес к первоформам, с одной стороны, и любовь к материалу
– с другой, роднит Иглесиас с американскими минималистами. Правда, в отличие от
классиков испанского модернизма Иглесиас не стремится к экзистенциальным глубинам,
выраженным в вычурных изгибах скульптурных форм, не проникается очарованием грубой
материальной фактуры, как в случае с Карлом Андре и Ричардом Серрой, и не ограничивает
свой язык элементарной геометрией.
Работы
Иглесиас артикулированы и целостны, но одновременно проницаемы. Прямоугольные павильоны
пропускают естественный свет через узоры своих стен, а большой бронзовый лабиринт
оказывается гораздо вместительнее, чем кажется извне.
Иглесиас
создает иллюзии и другого рода: материалы ее работ имитируют фактуру других субстанций.
Решетки, которые кажутся сплетенными из упаковочной бечевы, оказываются железными,
а древесная кора, покрывающая стены лабиринта, отлита из бронзы. Художница усиливает
иллюзорность в своих паблик-арт-проектах. Блестящие павильоны из полированного металла,
установленные на городских площадях или парках, кажется, вовсе сливаются с окружающим
пейзажем, впитывая его отражения. Однако в павильонах пробиты коридоры, свет в которые
почти не проникает и стены которых покрыты все той же бронзовой «корой», что создает
двойной контраст по отношению к окружающей естественной среде.
У
российского зрителя работы Иглесиас могут вызвать ассоциации с работами отечественного
певца руин Александра Бродского. Оба автора работают с пространством и архитектурой.
Но работы Бродского подчеркнуто урбанистичны – это воспоминания о вещах, вытесненных
на периферию и обреченных на исчезновение. Иглесиас же, напротив, стремится избежать
не только привязки к определенной среде, но и к конкретному времени в принципе.
Валерий Леденёв
Материал был опубликован в журнале
«Артхроника» №2 / 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий