Материал был опубликован в газете The Art Newspaper Russia №28 ноябрь 2014
Книга о Владиславе Мамышеве-Монро укрепляет созданный самим художником образ эпатажного и ироничного клоуна
Издание является первым на сегодняшний день масштабным
исследованием жизни и творчества художника Владислава Мамышева-Монро
(1969–2012). Авторы книги петербургские критики Олеся Туркина и Виктор Мазин
уже в начальной главе отказываются от роли серьезных исследователей творчества
Владислава Мамышева-Монро, объявляя себя носителями нового знания — монрологии.
«Науки» — под стать ее создателю — персонажной, выдуманной художником в честь
себя самого. Туркина и Мазин почти детально воспроизводят ее «положения», обильно
цитируют статьи и интервью художника. Авторы на глазах читателя реконструируют
миф художника о себе самом, аккуратно подшивая к нему все ответвления его
биографии. Детство с жестокой матерью, заставлявшей ребенка учить имена
партийных деятелей. Таинственный «сигнал» далекой звезды (американской
актрисы), давший начало «перерождению». Образы, которые заимствовал Мамышев,
прекрасно вписывались в эту картину, становясь новыми звеньями (Элизабет
Тейлор, Любовь Орлова) и шокирующими крайностями (Бен Ладен, Гитлер)
метафизической цепи. Символами агрессивного мужского и мягкого женского начал,
борьбы добра и зла, созидания и разрушения.
Монро, жизнелюб и авантюрист, подобные вещи всегда
охотно рассказывал сам. Зачем, уместен вопрос, мифологизировать его фигуру
дальше? Да еще и в сомнительной с точки зрения стиля манере — тексте, полном
повторов, водянистых философствований и заигрываний с читателем? При всем при
этом авторы книги уходят в сторону от набившего оскомину образа художника
исключительно как мастера перевоплощений. Здесь описано и воспроизведено
множество коллажей и картин, приближающихся к «дикой» эстетике «новых
художников», психоделике нью-вейва и сновидному галлюцинозу аутсайдер-арта. А
порой даже к концептуальным техникам наподобие литературных «пантеонов» Дмитрия
А. Пригова. Перформативность Мамышева-Монро, жизнь как непрерывное
представление теряет свой коктейльно-вечериночный флер и приобретает
политический смысл. Появление на публике в обличье Гитлера или «посконных»
сказочных героев (серия Русские вопросы) прочитывается как сбой в системе,
«негативный сигнал» и напоминание о социальном неблагополучии — неизжитом
старом и зарождающемся новом. А также о нежелании художника быть частью
действующего политического порядка, что он неоднократно подчеркивал в своих
интервью. Здесь же напрашивающаяся сама собой гендерная проблематика. Она
получает свое преломление не только в постоянном слиянии мужского и женского,
которое в работе художника происходило непрерывно, но и в серии Лолита —
вдохновленных романом Владимира Набокова коллажах с использованием откровенных
образов, отсылающих к гомоэротической порнографии.
Книга полна подобных сюжетов, не всегда находящих
должное развитие, но обещающих интригующее продолжение в будущем. Работа
Туркиной и Мазина — это лишь одна из жизней «замечательного Монро», который
даже после своей безвременной кончины продолжает удивлять зрителей поражающими
воображение реинкарнациями.
Валерий Леденёв
Материал был опубликован в газете The Art Newspaper Russia №28 ноябрь 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий