воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Главные работы 2014 года

Фрагмент материала, опубликованного на сайте aroundart.ru, 21.01.2015


«Дебаты о разрыве» «Фабрики найденных одежд»


«Дебаты о разрыве», как и предыдущий перформанс художницы Final Cut (ставший последним в жизни группы «Фабрика найденных одежде», после чего его участницы Глюкля и Цапля продолжили каждая свою собственную карьеру), построен на живой речи участников. Прямые или косвенные очевидцы разных событий, представители различных социальных полей, носители всевозможных идентичностей. Живая, ничем не стесненная речь в противовес манипулятивному встраиванию цитат в «правильный» контекст. Непосредственное свидетельство в противовес медийной репрезентации.

Ни один нарратив не может претендовать на абсолютную подлинность и истину: слишком много привходящих обстоятельств, слишком много всего остается за кадром. В то же время прямая речь неизбежно изобилует любопытными подробностями и деталями, позволяющими не только ощутить, пусть и частично, привкус конкретного времени и пространства, но и фрагментарно обрисовывают контекст, внутри которого находится говорящий. Произведения документального жанра всегда богаты подобной фактурой. Она не претендует на смысловую завершенность, но – что гораздо существеннее – оставляет пространство для сопоставлений и интерпретаций.

Что не менее важно в «Дебатах» (и что отчетливо присутствовало также и в Final Cut) – это аксиоматическое постулирование разнообразия мира, в котором несовпадающие идентичности становятся не барьерами и препятствиями, разобщающими людей, но как единственно возможной – объединяющая и примиряющая – «нормальностью» жизни. Несмотря на болезненные «разрывы», которые хоть и разделяют людей на время, но одновременно становятся поводом для нового диалога.


«Шурфы» Софьи Гавриловой

Инсталляция Софьи Гавриловой представляет собой идеально сфокусированные и сочные в цветовом отношении цифровые снимки природных ландшафтов, сделанные художницей во время географических экспедиций по стране. Экспонированные на световых экранах в темном помещении кадры при этом не статичны, но медленно «пульсируют», как будто слегка надуваясь и оседая.
Эту «странность» в невинных вроде бы фотографиях зритель замечает не сразу – быть может, не видит ее вовсе. «Шурфы» тем не менее заставляют слегка насторожиться – хотя бы из подозрения к самому факту экспонирования столь банальных ландшафтных снимков. Действие инсталляции базируется на подспудном ощущении тревоги, которое провоцирует зрителя не покупаться на видимость, но смотреть за пределы кадра, попытавшись увидеть его истинное значение. Сама видимость при этом представляет определенную проблему: «пульсирующие» изображения кажутся неустойчивыми и готовыми в любой момент взорваться, обнаружив за поверхностью картинки зияющий провал. На «провал» намекает само название работы: «шурф» – геологический термин, обозначающий искусственные углубления, сделанные в земле для разведки полезных ископаемых.

«Шурфы» Гавриловой сняты по всем стандартам хорошего цифрового изображения и на первый взгляд не должны вызывать подозрения. Художница при этом обращает внимание на нечто «ненормальное» и подозрительное, что таится в привычном порядке вещей. Том «усыпляющем» порядке, который сложился на основе «дружественных» и хорошо знакомых культурных кодов и должен скорее «умиротворять», нежели провоцировать сомнения в его истинности. «Укалывающий» бартовский punctum или описанный Розалиндой Краусс семантический пробел, превращающий снимок в целостную последовательность знаков и взывающий к интерпретации. Или критической рефлексии действительности, которой никогда не бывает много.


«Внутреннее Дегунино» Павла Отдельнова

Урбанистические пейзажи, которые рисует Павел Отдельнов, во всех отношениях видены множество раз. Гигантские трубы ТЭС, бетонные эстакады, рекламные щиты и унылые многоэтажки на городских окраинах – житель современного города не просто обитает среди подобных картин. В живописном плане сам предмет, казалось бы, «заезжен» донельзя. Американские прецизионисты Чарльз Демут или Рэльстон Кроуфорд и наши современники Гюнтер Пуш и Кристина Бергольо, фабричные цеха Пименова и Дейнеки и московская подземка Андрея Волкова – цементированные улицы, заводские организмы и бетонные «коробки» зданий притягивали художников всегда и продолжают делать это по сей день.

Восприятие индустриальной фактуры, однако, для современного человека изменилось кардинально. И не только потому, что область ручного – материального – труда поблекла на фоне нематериального производства, а ее атрибуты превращаются в нечто из разряда экзотики. Футурологический «жизнестроительный» пафос индустриализации начала века, на какое-то время сменившийся экзистенциальной хандрой послевоенного сознания, кругом видящего бетон, уступил место холодному равнодушию к реальности мегаполиса, унифицированной в любой точке мира.

Можно сказать, что живопись Павла Отдельнова произрастает из этого самого духа времени, в котором индустриальная (и урбанистическая) тематика буквально обречена оставаться современной. За счет исторического шлейфа, который тянется за ней со времен авангарда, музейного и художественного очуждения, которому подвергаются – и к которому активно взывают – прежние и нынешние архитектурные и инженерные конструкции.

Примечательно, что сам художник – великолепно чувствующий и хорошо знающий живописную материю разных эпох – не просто «набирает бонусы» за счет верно уловленного zeitgeist, но лавирует между различными уровнями живописного письма. Обособляет отдельные планы, делает фигуративное почти что абстрактным или прибегает к скрытым цитатам.

Артикулируя собственный метод, Отдельнов не впадает в излишнюю концептуальную изощренность и философию, но прекрасно отдает себе отчет в «началах и истоках» и ясно очерчивает профессиональное поле с возможными ответвлениями, притоками, развилками. Его работы, пожалуй, – один из оптимальных способов существования живописи сегодня. Многомерная проработка художественного «вещества существования» с позиций приговской «культурной вменяемости».

Фрагмент материала, опубликованного на сайте aroundart.ru, 21.01.2015Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий