вторник, 12 ноября 2013 г.

Китайская живопись: «Великий квадрат не имеет углов»

Материал был опубликован в издании The Art Newspaper Russia №29 декабрь 2014


Увязать элементы китайской живописи с историческими мифологемами Китая или описать картину как отображение «внутренней сущности» вещей — эти два подхода популярны у западных и восточных исследователей искусства Поднебесной. Возможно, они дают экскурс в «загадочную» культуру, но саму живописную материю едва ли делают понятной и читаемой.

На первый взгляд кажется, что французский философ Франсуа Жульен в своей работе движется обоими этими путями. Китайскую живопись он видит через призму даосизма, да и рассуждений о внутренних сущностях здесь предостаточно. Его книга, однако, выгодно отличается тем, что рассматриваемые положения китайского учения истолковываются в оптике европейской традиции. Кажется, что автор в большей степени специалист не по старой китайской, но по новой французской и немецкой философии, усердно изу­чивший феноменологию Мерло-Понти или постструктуралистские текстыЛакана. Герметизм его текстов с рассуждениями о видимом и «смутном», заполненности и пустоте обманчив.
Жюльен разбирает отдельные понятия из китайских классиков, на своем языке растолковывая и «разворачивая» их до полной ясности, пусть и интуитивно. Привлекая обширный материал, перечитывая классические трактаты и не доверяя устоявшимся толкованиям и переводам, он предлагает новые варианты их интерпретаций.

Книга Жюльена (отчасти пособие по учению Лао-цзы) даст ответы на многие вопросы относительно картин таких мастеров, как Ли Чжаодао, Го Си или Ци Байши. Откуда эта поразительная гомогенность искусства старого Китая? Какова связь почти мистического даосизма с реальностью китайской истории, общества и политики (образ и власть — об этом в книге написано немало)? В то же время формула Лао-цзы «великий квадрат не имеет углов», как и другие тезисы даосизма, наверняка поразят читателя сходством со взглядами европейских модернистов. Как бросятся в глаза и коренные отличия двух культур, в силу которых, по мнению автора, Китай своего модернизма не породил.

Жюльен Ф. Великий образ не имеет формы, или Через живопись — к не-объекту. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 368 с.

Материал был опубликован в издании The Art Newspaper Russia №29 декабрь 2014
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий