Материал был опубликован на сайте журнала «Артхроника», 12.11.2011
|
Фото: Валерий Леденёв |
Об этом перформансе, конечно же, знали – его запись с предыдущих
выставок группы показывали здесь же в зале. Но и предположить возможность
чего-то подобного было нехитро – ведь уже сам вид инсталляции, полностью
состоящей из спичек, провоцировал на мысль, что все это «когда-нибудь
полыхнет», и я уверен, что это была одна из самых популярных шуток во время
биеннале.
Сам контекст, что называется, пожароопасен. Художники руками
волонтеров выложили очертания стран Европы с наиболее слабой экономикой
(Италия, Испания, Португалия, Греция), чьи названия, иронично образующие
аббревиатуру P.I.G.S. (она же – название работы), ныне на все лады спрягают СМИ
в виду угрозы экономического коллапса. Ситуация в этот раз вырисовывается
гораздо предметнее и отчетливее, нежели это ощущалось во время рецессии в
2008-2009, и если кризис, не дай бог, разразится, его механизмы, увы, будут
более наглядными. Наверное, потому и акция Claire Fontaine приобретает иное
звучание.
|
Фото: Валерий Леденёв |
Сама идея перформанса проста и понятна. Поначалу даже кажется,
что совсем не нужно видеть его воочию. Но соль акции именно в тех моментах,
которые как раз не опишешь в пресс- или пострелизе. Спичечные конструкции
мгновенно вспыхивают, пламя буквально взвивается до потолка, обдав жаром
присутствующих, позволив практически собственной кожей ощутить серьезность и
неотвратимость происходящего. Уверен, не у одного меня закрались подспудные
мысли: а что, если вдруг что-то пойдет не так, пламя не удастся контролировать,
ситуация перестанет быть управляемой и — коснется непосредственно нас? Тогда мы
будем уже не зрителями захватывающего действа, и даже не свидетелями, а
участниками реальной катастрофы со всеми ее разрушительными последствиями,
неизбежными для каждого из нас.
|
Фото: Валерий Леденёв |
Думаю, именно этой материальностью ощущения и ценен завершившей
биеннале перформанс. Его внутреннюю, пусть весьма очевидную, но естественную
для него логику очень не хочется нарушать посторонними смыслами и метафорами,
вроде того обстоятельства, что поджигателем выступил комиссар биеннале Иосиф
Бакштейн. Органично прозвучал здесь и
финальный аккорд, когда «карта» догорела, что-то пришлось потушить, и осталось
лишь пустое помещение, полное пепла и дыма, – легкая грусть едва ощутимо, но
все же присутствовала.
|
Фото: Валерий Леденёв |
На улице почти мгновенно спадал нестерпимый жара и противный
привкус угарного газа. От него, тем не менее, сохранялось першение в горле и
въевшийся в одежду запах. Завершающий штрих, весьма символичный в контексте
увиденного – если все же оно «полыхнет», еще долго будем разгребать
последствия.
Валерий Леденёв
Материал был опубликован на сайте журнала «Артхроника», 12.11.2011
|
Фото: Валерий Леденёв |
|
Фото: Валерий Леденёв |
Комментариев нет:
Отправить комментарий