Борис Матросов на АртСтрелке
Сейчас художник занимается искусством только время от времени. За последние годы вспомнить можно разве что выставку «Деревянное танго» (2004) в галерее VP с новыми работами, прежним творениям «Чемпионов» ничем не уступающими.
Материал был опубликован в газете «Время новостей» №16 / 02.02.2009
В галерее Paperworks, что квартирует на АртСтрелке, проходит выставка Бориса Матросова «Внутренний орнамент». Автор -- известный представитель второго поколения московских концептуалистов, в середине восьмидесятых работавший в составе группы «Чемпионы мира» (вместе с Гией Абрамишвили, Константином Латышевым и Андреем Яхниным) и клуба авангардистов (КЛАВА). С начала девяностых он работает сольно, но в отличие от коллеги Латышева не так уж активно.
Борис Матросов. Внутренний орнамент © Фото: Валерий Леденёв |
В галерее Paperworks, что квартирует на АртСтрелке, проходит выставка Бориса Матросова «Внутренний орнамент». Автор -- известный представитель второго поколения московских концептуалистов, в середине восьмидесятых работавший в составе группы «Чемпионы мира» (вместе с Гией Абрамишвили, Константином Латышевым и Андреем Яхниным) и клуба авангардистов (КЛАВА). С начала девяностых он работает сольно, но в отличие от коллеги Латышева не так уж активно.
В составе «Чемпионов
мира», зарекомендовавших себя вечными подростками отечественной артсцены в
противоположность старшим концептуалистам-интеллектуалам, Матросов принимал
участие в отвязных и остроумных перфомансах вроде «Серого моря» (смешивание
воды из Черного и Белого морей), «Гигиены Крыма» (отмывание коктебельских скал)
или «Анти-Сотбис» (где он стал единственным выразителем протеста, обмакнув
голову в горячие щи). Создавали «Чемпионы мира» картины и объекты, творческие
усилия объединяли, об авторстве не заботились. В девяностые, по заверениям
самих участников группы, такая схема работать перестала, группа распалась, а
двое ее участников вообще ушли из искусства.
В той же далекой от нас середине восьмидесятых
Матросов был избран председателем клуба авангардистов (КЛАВА), организовал
тогда же первую полноценную выставку «Чемпионов мира», а уже в 2000 году --
большую экспозицию русского искусства на «Арт-Москве».
Сейчас художник занимается искусством только время от времени. За последние годы вспомнить можно разве что выставку «Деревянное танго» (2004) в галерее VP с новыми работами, прежним творениям «Чемпионов» ничем не уступающими.
Творчество Матросова (как
и московских концептуалистов вообще) толковать непросто. Его картины,
совмещающие короткий текст-комментарий и рисунок в эстетике плаката или книжной
иллюстрации, нередко выглядят ироничными и насмешливыми, абсурдистскими.
Экспонируемый «Внутренний орнамент», по утверждению автора, стал ответом на
недавний проект Никиты Алексеева «Это есть. Этого нет. Это есть» в галерее GMG (о ней см. «Время новостей» от 8 октября 2008
года). Выставка-ответ продолжает давнюю для московских
концептуалистов традицию творческого диалога. В одном из проектов Никита
Алексеев, инициируя непростую дискуссию о смысле и назначении искусства,
приходит к выводу, что искусство так и не стало витгенштейновским
«универсальным языком». Матросов новой выставкой эту мысль подтверждает. У
Алексеева слово и изображение взаимодействуют, а персонажи картин говорят друг
с другом, но никто друг друга не слышит. Матросов же подчеркивает:
рассогласование происходит между различными средствами и видами искусства как
таковыми.
В центре экспозиции --
акварели, на которых орнаменты, а сверху наклеены фотографии, отдаленно
повторяющие сами картины. Но сходство это лишь поверхностное и создается
вольными ассоциациями между деталями работ. Сами акварели, взятые в
отдельности, стилистически отсылают к различным живописным манерам ХХ века (в
том числе Марка Ротко), но при сопоставлении с фотографиями они практически
теряют смысл, лишаясь, к примеру, экспрессивности «живописи цветовых полей».
Отдельные виды искусства взаимодействуют с трудом, их синтез неплодотворен.
С одной стороны,
подобное высказывание -- оммаж американскому художнику Джозефу Кошуту. (Кошут,
один из лидеров американского концептуализма, в одной витрине выставлял предмет
-- например, стул, его фотографию и оттиск словарного определения с целью
демонстрации иллюзорности достижения полноты репрезентации действительности.) С
другой стороны, наложение фотографий на рисунки перекликается с перфомансом
Алексеева, который расклеивал по городу картинки с надписями «Это есть» и
«Этого нет».
В новых работах
Матросова текст практически отсутствует (что вообще-то для художника не
характерно). Сам визуальный ряд настраивает зрителя на поиск скрытых смыслов
работ. Даже если на них изображены всякие несуразности вроде человека,
преследуемого птицей, или желтой рожицы с чашкой.
Валерий Леденёв
Материал был опубликован в газете «Время новостей» №16 / 02.02.2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий