Тексты были опубликованы в журнале «Артхроника» №11/2010
Никита Алексеев. Impressions
15 сентября – 25 октября 2010, галерея GMG
15 сентября – 25 октября 2010, галерея GMG
Оказавшись на выставке, поначалу удивляешься, насколько нынешний Алексеев
не похож на еще совсем недавнего. В его новых работах легко угадываются
многочисленные цитаты и отсылки то к неогеометрическому концептуализму 80-х
(неогео), то к «палитрам» Герхарда Рихтера, а то к мондриановским решеткам. Но
картины-тексты — как и тексты отдельно — здесь тоже присутствуют, а, значит, не
в банальном постмодернизме дело. Полотна на выставке «Impressions» («Впечатления») разделены по
группам: впечатления от цвета, впечатления от мест и событий и, наконец, впечатления
от впечатлений. В какой-то момент текст уравнивается с изображением или же
вовсе вытесняет его. Тексты здесь главным образом повествовательные – они рассказывают
о разнообразных событиях из жизни художника (воспоминания о месте, путешествии
и др., рассказанные от первого лица), слабо связанных между собой, но лично
значимых для автора. Далее следуют впечатления от впечатлений: коллеги по цеху
высказываются о художнике, образ автора предстает отраженным в восприятии
других. В одном из интервью Алексеев сказал, что единственно верным считает заниматься
тем, что лучше всего знаешь, а лучше всего знаешь именно себя. Похоже, на
нынешней выставке художник пытается последовательно рассказать свою творческую
биографию, увиденную изнутри и извне, позволяя себе иногда специально остановиться
на том, что представляется ему важным по тем или иным причинам. А что до
искусства ... Если прошлой выставкой в GMG Алексеев отказывал искусству в
статусе универсального языком анализа мира (один из ее разделов — «Философия
после искусства» — аллюзия на известную статью Джозефа Кошута), то нынешний
проект и вовсе свидетельствует, что сам статус искусства до сих призрачен и не определен.
Гор Чахал. Хлеб неба
16 сентября 2010 – 20 марта 2011, Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал
16 сентября 2010 – 20 марта 2011, Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал
Приверженец, по его собственному выражению, «современного христианского
искусства», художник Гор Чахал сделал очередной шаг в выбранном направлении.
После попыток наладить диалог искусства и церкви (в том числе и вполне реальный
— прошлым летом он выступил куратором современных авторов в храме Св. Татианы)
его усилия признаны официально, и новый проект проходит в солидном музее. Смысл
выставки, в общем, исключительно религиозный, нацелена она на приобщение посетителя
к миру горнему и сакральному. Зрителя встречают фотографические серии с
предметными композициями, отсылающими к чудесам Христа или церковным таинствам.
Золотисто-огненные тона вкупе с обратной перспективой построения кадра
обыгрывают иконописные техники и призваны средствами фотографии визуализировать
пространство иконы. Небесные энергии материализованы в бронзовой сфере,
пронзенной золотыми лучами, а финальный аккорд –реконструкция горы Фавор – и
вовсе приглашает зрителя к активному соучастию. Работы снабжены подробными
богословскими экспликациями и цитатами из Библии. Такое ощущение, что,
осматривая их, следует переходить к осмыслению вопросов теологии. Автору,
конечно же, никак не отказать в основательности подхода к предмету. Не совсем
понятно, правда, что здесь требуется от зрителя. Тем более от зрителя, не
знакомого со специфической и довольно узкой религиозной проблематикой? Вряд ли
ему имеет смысл сосредоточивать внимание на пластических решениях Гора Чахала: задействованные
здесь визуальные приемы довольно очевидны предсказуемы. И если в религиозном
контексте выставка, возможно, смотрелась органично и осмысленно, то в залах
Третьяковки невольно зарождается сомнение: причем здесь вообще искусство?
Валерий Леденёв
Тексты были опубликованы в журнале «Артхроника» №11/2010
Тексты были опубликованы в журнале «Артхроника» №11/2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий