вторник, 18 декабря 2012 г.

Две рецензии для журнала «Артхроника»

Тексты были опубликованы в журнале «Артхроника» №11/2010

Никита Алексеев. Impressions
15 сентября – 25 октября 2010, галерея GMG



Оказавшись на выставке, поначалу удивляешься, насколько нынешний Алексеев не похож на еще совсем недавнего. В его новых работах легко угадываются многочисленные цитаты и отсылки то к неогеометрическому концептуализму 80-х (неогео), то к «палитрам» Герхарда Рихтера, а то к мондриановским решеткам. Но картины-тексты — как и тексты отдельно — здесь тоже присутствуют, а, значит, не в банальном постмодернизме дело. Полотна на выставке «Impressions» («Впечатления») разделены по группам: впечатления от цвета, впечатления от мест и событий и, наконец, впечатления от впечатлений. В какой-то момент текст уравнивается с изображением или же вовсе вытесняет его. Тексты здесь главным образом повествовательные – они рассказывают о разнообразных событиях из жизни художника (воспоминания о месте, путешествии и др., рассказанные от первого лица), слабо связанных между собой, но лично значимых для автора. Далее следуют впечатления от впечатлений: коллеги по цеху высказываются о художнике, образ автора предстает отраженным в восприятии других. В одном из интервью Алексеев сказал, что единственно верным считает заниматься тем, что лучше всего знаешь, а лучше всего знаешь именно себя. Похоже, на нынешней выставке художник пытается последовательно рассказать свою творческую биографию, увиденную изнутри и извне, позволяя себе иногда специально остановиться на том, что представляется ему важным по тем или иным причинам. А что до искусства ... Если прошлой выставкой в GMG Алексеев отказывал искусству в статусе универсального языком анализа мира (один из ее разделов — «Философия после искусства» — аллюзия на известную статью Джозефа Кошута), то нынешний проект и вовсе свидетельствует, что сам статус искусства до сих призрачен и не определен.


Гор Чахал. Хлеб неба
16 сентября 2010 – 20 марта 2011, Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал




Приверженец, по его собственному выражению, «современного христианского искусства», художник Гор Чахал сделал очередной шаг в выбранном направлении. После попыток наладить диалог искусства и церкви (в том числе и вполне реальный — прошлым летом он выступил куратором современных авторов в храме Св. Татианы) его усилия признаны официально, и новый проект проходит в солидном музее. Смысл выставки, в общем, исключительно религиозный, нацелена она на приобщение посетителя к миру горнему и сакральному. Зрителя встречают фотографические серии с предметными композициями, отсылающими к чудесам Христа или церковным таинствам. Золотисто-огненные тона вкупе с обратной перспективой построения кадра обыгрывают иконописные техники и призваны средствами фотографии визуализировать пространство иконы. Небесные энергии материализованы в бронзовой сфере, пронзенной золотыми лучами, а финальный аккорд –реконструкция горы Фавор – и вовсе приглашает зрителя к активному соучастию. Работы снабжены подробными богословскими экспликациями и цитатами из Библии. Такое ощущение, что, осматривая их, следует переходить к осмыслению вопросов теологии. Автору, конечно же, никак не отказать в основательности подхода к предмету. Не совсем понятно, правда, что здесь требуется от зрителя. Тем более от зрителя, не знакомого со специфической и довольно узкой религиозной проблематикой? Вряд ли ему имеет смысл сосредоточивать внимание на пластических решениях Гора Чахала: задействованные здесь визуальные приемы довольно очевидны предсказуемы. И если в религиозном контексте выставка, возможно, смотрелась органично и осмысленно, то в залах Третьяковки невольно зарождается сомнение: причем здесь вообще искусство?

Валерий Леденёв

Тексты были опубликованы в журнале «Артхроника» №11/2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий