пятница, 28 декабря 2012 г.

«Здесь вообще все, что есть, существует против логики»

Материал был опубликован на сайте журнала «Артхроника», 13.04.2012
Три старейшие московские галереи —Айдан-галерея, Гельман-галерея и галерея XL — объявили о том, что прекратят существование в своем нынешнем виде. Эти события, а также ситуацию вокруг галерейного бизнеса в России в целом «Артхроника» попросила прокомментировать совладелицу галереи Paperworks Елену Баканову.
Елена Баканова. Фото: Валерий Леденёв
Елена Баканова. Фото: Валерий Леденёв
– В одной из недавних дискуссий в Facebook вы упомянули особое негативное отношении к галереям в России. Можете сказать об этом подробнее? Оно действительно так ощущается?
– Это чувствуется вообще в контактах с профессиональной средой. Я нахожу этому объяснение в постсоветском травмированном сознании, которое не умеет работать в ситуации открытого рынка и нормальной конкуренции, потому что привыкло существовать в ситуации денег и услуг, распределяемых произвольным способом. Сделаю экстравагантное предположение: многих оскорбляет как идея факт существования людей, способных самостоятельно планировать расходы, собственную деятельность и время своей работы. Я много раз слышала от разных галеристов, которые длительное время работают в России, о таком не вполне адекватном отношении.
Посмотрите по факту, что такое частная галерея в Москве. Если это хорошая, по правилам построенная галерея, то это по сути бесплатный выставочный зал, который не реже чем раз в два месяца осуществляет выставочные проекты за свои собственные деньги, без какого-либо внешнего или тем более государственного субсидирования. Галерея принимает участие в актуальном художественном процессе, продвигает художника – и какой feedback  она за это получает? Отношение к галеристам как к капиталистам или частным предпринимателям, которые пытаются извлечь свою выгоду. У галериста практикующего, который находится внутри этой ситуации, такие комментарии вызывают ироничную улыбку – если бы кто-то из комментаторов попробовал сам открыть галерею, мы бы на него с удовольствием посмотрели. Потому что в ситуации практически полного отсутствия рынка это почти в чистом виде культуртрегерская деятельность, планово убыточная, в лучшем случае галерея возвращает деньги.
 Критики найдутся всегда и на все, что вы делаете, – критикуется любая выставка, вспомнить хотя бы, как разнесли Московскую биеннале.
– Имеется в виду само отношение, система приоритетов, преобладающая в обществе, где слово «капиталист» считается ругательным. Я недавно встретила дискуссию о лозунге программе «Майского конгресса», по поводу которой очень остроумно выступил Юрий Альберт в комментариях на Facebook, напомнив, что и в советское время образование не было бесплатным, оно оплачивалось за счет мизерных зарплат, рабского труда и огромных налогов. Странно, что ему приходится объяснять это марксистам.

У меня есть подозрения, что в распространенном типе российской ментальности укоренился такой финансовый инфантилизм, который вытесняет из сознания вопрос, откуда, собственно, берутся деньги? Конечно, деньги берутся из капусты, как и дети. Например, был прецедент сотрудничества с молодым художником, который недвусмысленно заявил, что пришел к выводу, что ему нравится получать деньги от «некоммерческих» фондов и частных меценатов просто так, за то что он такой о..енный, а к отношениям с галереей он не готов.
Давайте разберемся, что это означает. Это означает, что большая часть людей не готова вступать в равноправные, саморегулирующиеся и полноценные экономические отношения, предполагающие взаимную ответственность. Это означает, что большая часть людей предпочитает вытеснять экономические отношения в теневую сторону сознания и не участвовать в регулировании экономических отношений в обществе. В контексте сказанного вас удивляет, что в стране сейчас извращенная версия госкапитализма и не развивается частное предпринимательство? Меня – нет. Потому что для этого типа сознания характерно устраняться от управления и тратить всю энергию на критику.
 Есть рациональное зерно в критике частных галерей – здесь присутствует страх конфликта интересов, опасения, что галерист не станет поддерживать осмысленное и инновативное искусство, а будет стимулировать производство хорошо продаваемых вещей, и возникнет перегиб в сторону коммерции и рынка.
 Учитывая, что рынка у нас нет, все перегибы кажутся иллюзорными. И потом, выставочная программа – это одно дело, продажи – другое. Это часто не одно и то же.
При умной организации, галерея – это гибкая конструкция, она разделяет выставочную программу и продажи. Посмотрите на выставочную программу Paperworks, и вам все станет понятно. Для меня определяющим являются не слова, а конкретные действия.
 Несколько щекотливый вопрос об окупаемости галереи. Звучали мнения, что нынешняя ситуация с вашими коллегами отчасти спровоцирована тем, что содержать галерею очень не выгодно.
– С финансовой точки зрения это очень тяжело. Продажи резко упали – это произошло после кризиса 2008 года – и до сих пор ситуация не показывает положительной динамики.
 Не так давно The Artnewspaper опубликовала исследование о том, что сама роль галерей в художественной системе меняется, что основные продажи осуществляются в других местах. Это как-то ощущается?
– Что произошло в интернациональном контексте – кризис же был не только в России, он случился и на Западе: там почти пропал средний сектор. Большие покупатели и большие деньги ушли в галереи-«монстры» и крупные аукционные дома. А средний сектор рынка просто провалился.
Вообще говоря, в обычной профессиональной логике галерея после двадцати  лет существования может и закрыться – все люди устают от определенного типа деятельности в течение длительного времени. В этом есть элемент профессионального выгорания, потери интереса. И потом есть объективные факторы рынка – свели дебет с кредитом, и к этому прибавился объективный фактор экономической нецелесообразности.
 Насколько для вас самой была неожиданной появившаяся информация о галереях ваших коллег? Или же это витало в воздухе?
– Я думаю, у нас сейчас в обществе происходят такие процессы, что все скоро начнет меняться и трансформироваться. Период мнимой «стабильности» благополучно закончился. Большая часть думающих людей переживает глубокое разочарование по поводу происходящего в России и, как следствие, апатию и потерю энтузиазма.
То, что XL меняет формат, для меня было новостью, я об этом только в четверг впервые прочитала. О том, что собирается закрываться Айдан-галерея, я узнала недели четыре назад.
 Но в вашей галерее мы не ожидаем пока изменений?
– Честно говоря, мы не то что не собирались закрываться, мы даже не рассматривали такой возможности. Любому новому человеку, который входит в эти структуры или смотрит на все свежим взглядом, понятно, что одноклеточные организмы уже не выживают, и нужны какие-то коллективные целенаправленные действия. Нужно создавать ассоциации, профсоюзы, которые давали бы возможность решать технические и стратегические  вопросы, поддерживать друг друга и так далее. До сих пор эта среда была построена немного по-другому, но я надеюсь, что нынешняя ситуация станет толчком к профессиональным объединениям и коллегиальным решениям в этой области. Может быть, в результате будет создан какой-то антикризисный комитет…
 … или профсоюз галеристов, по аналогии с Союзом творческих работников.
– Владимир Овчаренко – последний раз об этом шла речь полгода назад – пытался инициировать профсоюз галеристов. Чтобы профессионалы встречались регулярно, обсуждали проблемы, общими усилиями пытались бы решать какие-то важные вопросы.
В развитой конструкции современного искусства должны быть разного типа независимые институции и специалисты. И из всего этого огромного набора в России по правилам отстроенных институций есть всего несколько. Что самое парадоксальное – это галереи. Рынка нет, аудитория минимальная, но институций, созданных по западным правилам профессиональной институции современного искусства, несколько штук есть. Они почему-то существуют, непонятно, по какой причине.
Здесь вообще все, что есть, существует против логики. Современное искусство – его здесь как бы не должно быть. Но оно вопреки всему есть, и оно хорошее. Это парадокс, и мне это нравится.
Современное искусство – это порождение и неотъемлемая часть демократического общества; по своей природе современное искусство ультралиберально. Что, исходя из этого тезиса, может диагностировать сокращение количества институций современного искусства? Делайте выводы сами.
Валерий Леденёв

Материал был опубликован на сайте журнала «Артхроника», 13.04.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий