Материал
был опубликован на сайте журнала «Артхроника», 23.07.2012
ВАЛЕРИЙ
ЛЕДЕНЁВ в числе первых получил книгу Алека Эпштейна «Искусство на баррикадах»,
посвященную Pussy Riot. И тут же с ней ознакомился
Социолог Алек Эпштейн, год назад написавший
многостраничный труд о группе «Война», выпустил книгу о Pussy Riot. Если быть
более точным, на сей раз издан альбом, материалы которого посвящены группе и
«панк-молебну» в Храме Христа Спасителя, а также массивной кампании по
поддержке активисток, за эту акцию арестованных. Опубликованные иллюстрации
здесь сопровождает большой текст самого Алека Эпштейна с хронологией событий.
Предыдущий опус Эпштейна о «Войне» я поспешил
купить сразу же, как только он появился в магазинах, несмотря на то, что автор
обещал подарить мне экземпляр. Возможность того, что книга – отнюдь не по
решению распространителей – может легко исчезнуть из продажи, отдаленно маячила
на горизонте, хотя, к счастью, она не воплотилась. Нынешнее издание мы с автором в компании с активистом
Антоном Николаевым забирали из типографии вместе, и в итоге я стал одним из
самых первых обладателей пары его экземпляров. Общий эмоциональный настрой, тем
не менее, оставался неизменным.
По дороге в типографию Алек рассказал мне о
непростой истории появления альбома на свет: три типографии отказались его печатать, а одна – переплетать. Перспектива
ехать с книгами обратно через всю Москву вызвала во мне легкий приступ
паранойи, а сама ситуация поездки за изданием рано утром на окраину города
приобрела оттенок чего-то подпольного. В тот день, слава богу, все обошлось без
эксцессов.
Никаких законных оснований придраться к
книге, конечно же, нет. Но затянувшийся процесс вокруг Pussy Riot, как можно
наблюдать, устроен по известному закону «все связано со всем» (он, кстати,
относится к области экологии). В пятницу, например, на очередном заседании суда
сторона обвинения заявила, что действиями панк-группы 19 июля было
спровоцировано покушение на убийство известных татарских религиозных деятелей
Илдуса Файзова и Валиулла Якупова. Один
из адвокатов потерпевшего (охранника в Храме Христа Спасителя) заявил, что от
«панк-молебна» и до 11 сентября недалеко, а сама группа, как и стоящее за нью-йоркским
терактом мировое правительство, давно связаны с сатаной «на высшем уровне».
Причинная атрибуция здесь работает совершенно невероятным образом.
Алек Эпштейн прежде всего социолог, и его
публикации, включая и настоящую, сильны именно этой стороной. Его текст о Pussy
Riot представляют собой тщательную и подробную хронологию тех деталей и
обстоятельств событий (собранных вместе в одной статье, снабженных цитатами и
ссылками на источник), восстанавливать которые стороннему наблюдателю потом
будет весьма затруднительно. В этом смысле публикации Эпштейна (помимо книг о
«Войне» и Pussy Riot выпущены два
исследования, посвященные социологии правоприменительной практики пресловутой
282-й статьи Уголовного кодекса РФ) – прекрасное подспорье для тех, кто будет заниматься
изучением проблемы в дальнейшем. Правда, в отличие от предыдущих случаев здесь
речь идет об истории, которая продолжается до сих пор, так что настоящий
анализ, конечно, еще впереди.
Визуальная составляющая книги обитателям
всемирной сети отчасти была знакома и раньше. Это все те же многочисленные
фотографии и плакаты, рисунки и каламбуры, выпущенные в Интернет друзьями и
сочувствующими. Среди них есть немало интересных вещей вроде документальных комиксов Виктории Ломаско или
остроумных карикатур Сергея Елкина, смешной рисунок Дмитрия Булныгина, наглядно
демонстрирующий суть названия группы, а также трогательный артефакт в виде
портрета Надежды Толоконниковой, который помадой нарисовала Лена Хейдиз во
время одного из судебных заседаний.
Конечно, вряд ли стоит ожидать, что книга
принципиально повлияет на исход процесса, как и на то, что она сможет
поддержать участниц группы – в камеру передать альбом, конечно же, никто не
разрешит. Но в том, что об этом все-таки нужно говорить и писать, несмотря ни на
что, едва ли кто-нибудь сомневается.
Валерий Леденёв
Материал
был опубликован на сайте журнала «Артхроника», 23.07.2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий