Материал был опубликован в газете The Art Newspaper Russia № 6 (25), июль-август 2014
Остается несколько вопросов: на кого это рассчитано, и
учтет ли этот документ правительство
На сайте Министерства культуры РФ
опубликован проект закона «Основы государственной культурной политики», разработанного
специальной рабочей группой, главой которой стал руководитель Администрации
президента Сергей Иванов, а ответственным секретарем — советник президента по
культуре Владимир Толстой. Общественное обсуждение проекта продлится до 30
сентября, желающие могут делиться мнением на сайте obsudiproekt.ru.
Предварительные формулировки
готовящегося закона «утекли» в СМИ еще до официального опубликования проекта,
вызвав массовое возмущение утверждениями наподобие «Россия не Европа» или
призывом к отказу от толерантности и мультикультурализма (см. TANR, № 05 (24), июнь
2014 года).
Итоговый текст выглядит намного
более мягким и сглаженным, однако общий его консервативный настрой проступает
довольно явно. Согласно тексту интере сы
культуры недвусмысленно сопрягаются с интересами власти. «Вне культуры невозможно
обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому
единству […] утверждение общенациональной идеологии», — говорится в проекте. Сама
культура в целом видится порождением государства. Культуре отводится роль скорее
инструментальная. Подчеркивается ее «воспитательный и просветительский потенциал».
Тезис о «неевропейскости» России
в проект не вошел. Напротив, концепция предполагает «понимание культуры России
как неотъемлемой части мировой культуры».
Документ, однако, выдержан в
отчетливо советском духе, в нем подчеркивается роль культурного наследия («средоточие
всего духовного, нравственного, исторического, культурного опыта, накопленного
российской цивилизацией»), усвоению и систематизации которого отводится ведущая
роль.
Ностальгический пафос документа
разбавлен упоминанием о необходимости внимания к новым процессам в культуре и
искусстве («гордиться прошлыми достижениями в искусстве необходимо, но
недостаточно»). При этом оговаривается, что «высокий уровень современного
профессионального искусства в России» достижим «только при постоянной государственной
и общественной поддержке».
В ответ на официальный проект
свою, альтернативную, концепцию культурной политики выдвинул галерист Марат
Гельман. Концепция была презентована для узкого круга лиц в его московской
галерее «Культурный альянс», а затем в эфире телеканала «Дождь» и подробно
представлена в специальном блоге cult-policy.livejournal.com.
«Это не альтернативная программа для действующего правительства,
это программа для другого правительства», — пояснил Гельман, подчеркнув, что не
разделяет тех целей, которые ставит перед культурой сегодняшняя власть.
Официальная минкультовская
концепция и проект Гельмана различаются уже в базовом пункте — в самом
понимании политики. «В культурных процессах участвует много разных субъектов, —
заявил Гельман. — Успешная политика — это когда государству удается согласовать
культурные стратегии разных субъектов, играющих в пространстве культуры».
Предложенный Минкультом проект
галерист оценивает весьма критично. «Вместо реального документа —
художественная декларация. Это неграмотно».
По его мнению, культурная политика должна касаться «процессов в обществе», а не смысла и направления деятельности отдельных институций. При этом выборочная поддержка проектов, отвечающих устремлениям власти, может, согласно Гельману, привести к отрицательной селекции в пользу конъюнктур ных работ и возрождению
По его мнению, культурная политика должна касаться «процессов в обществе», а не смысла и направления деятельности отдельных институций. При этом выборочная поддержка проектов, отвечающих устремлениям власти, может, согласно Гельману, привести к отрицательной селекции в пользу конъюнктур ных работ и возрождению
госзаказа.
Свою концепцию Гельман призывает
рассматривать именно как современную. «То, что мы живем в XXI веке […] важнее
того, что мы живем в России […] или Америке. В глобальном мире время важнее
места».
Культуру он, впрочем, предлагает
также понимать инструментально, однако сместив акцент с «патриотического воспитания»
на «креативную экономику» и независимость художника от политической конъюнктуры.
«Людей искусства может покорежить
то, что культура — это инструмент, — пояснил он. — Человек купил картину, повесил
у себя дома. Или Путин с Клинтоном в рамках «музейной дипломатии» встретились
на выставке Амазонки авангарда. В обоих случаях искусство используют, но оно не
пострадало […] Механизм использования произведений искусства отчужден от механизма
создания».
В отличие от авторов официального
проекта, Гельман не предполагает совпадения интересов культуры и власти.
«Интересы художника и власти, когда она ведет себя как ведомство, совпадают нечасто.
Такая власть хочет от искусства идеологического обслуживания […] Это удел конъюнктурщика».
«Ключевой субъект сегодняшнего
мирового порядка — это город, а у города и художника интересы совпадать могут!
— заключает он. — Руководство города не решает идеологических задач, потому что
ему нужно заниматься реальными повседневными проблемами. Художник хочет […]
сделать карьеру, стать знаменитым. Но ведь и город хочет известности! […]
Потому что известность — это инвестиции, новые эко номические связи, туризм, перспективы!» «Совпадение
интересов — ключевая вещь, без этого продуктивное движение невозможно, — заключает
Гельман, — и тут мы нашли важнейшую точку, где интересы встречаются».
Параллельно с проектом «Основ
культурной политики» власти разрабатывают проект закона «О культуре» (им занимается
рабочая группа, собранная Минкультом под руководством замминистра Григория
Ивлиева).
Закон предполагает закрепить
понятия «искусство» и «культура», а также определить полномочия государственных
органов при регулировании этой сферы. Необходимость нового закона о культуре
обосновывается тем, что предыдущий нормативный акт подобного рода относится к
1992 году, еще до принятия Конституции России.
Проект закона «О культуре» в
конце мая выносился на обсуждение Общественным советом при Минкульте и вызвал
серьезные разногласия. Его было решено доработать с привлечением специально созданной
расширенной рабочей группы, в которую могут войти члены общественного совета и
заинтересованные деятели культуры. Разногласия вызвал и вопрос, должен ли закон
о культуре базироваться на «Основах культурной политики» или наоборот.
Валерий Леденёв
Материал был опубликован в газете The Art Newspaper Russia № 6 (25), июль-август 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий