Материал был опубликован в издании The Art Newspaper Russia № 20, февраль 2014
Воронеж в 2014 году приедет Calvert Forum, новый исследовательский проект, посвященный изучению креативных индустрий и предлагающий внедрять лучшие мировые практики в регионах России (проект был запущен в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета и лондонским фондомCalvert 22 в партнерстве с Государственным Эрмитажем). Международные эксперты, выступив в Лондоне и Санкт-Петербурге, в апреле прибудут в Воронеж, чтобы пообщаться с местным творческим сообществом, бизнесом и властями.
Культурная жизнь Воронежа по-настоящему
приковала к себе внимание. Весной 2013 года постоянную площадку обрел
квартировавший доселе где придется Воронежский центр современного искусства, с
мая по июнь здесь прошла совместная выставка российских, немецких и швейцарских
художников Revisiting the
Space. В августе в первый раз открылся фестиваль «Чернозем» с богатой
программой, за современное искусство в которой отвечал куратор, руководитель
отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков с проектомУкрашение
красивого. А ранее, в июне, президентом Воронежской академии искусств был
избран Эдуард Бояков(на
его счету создание фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма», открытие театра
«Практика», «Политеатра»). Город, ранее известный не своими институциями, но
художниками (Воронеж подарил российской арт-сцене таких авторов, как лауреаты
премии «Инновация-2010» Арсений
Жиляев и
«Инновация-2012» Илья
Долгов, Иван Горшков), обещает превратиться в очередной центр
притяжения современного искусства в провинции, перехватив эстафету у пермского
проекта, почти не подающего признаков жизни после ухода галериста Марата Гельмана с поста директора музея PERMM. С гением российской
культурной полити-ки Эдуардом Бояковым связывают большие надежды, его приход в
целом был воспринят довольно хорошо. Сам Бояков после вступления в новую
должность от громких заявлений воздержался и предложил городу фундаментальное
исследование, посвященное культурной и общественной ситуации в регионе.
Итоговый текст Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика был
опубликован осенью и содержал более 400 страниц, среди авторов числились
фотограф Андрей
Безукладников, директор Нижегородского центра современного
искусства Анна Гор,
интернет-деятель Антон
Носик и издатель
и публицист Борис
Куприянов (текст
доступен в Сети).
Основной пафос текста состоял в том, что
ничего нового в Воронеже «насаждать» не нужно: культурная почва здесь вполне
сформирована, надо поддерживать существующие ростки и опираться на местные ресурсы
(места культурной жизни — музеи и галереи, книжные магазины, театры —
скрупулезно перечислены, не забыт, кажется, никто). Местная культурная среда
действительно активно заявляет о себе, хотя, по мнению многих комментаторов,
находится скорее в зачаточном состоянии.
Относительно искусства стоит выделить
прежде всего галерею Х. Л. А. М. Она открылась в 2008 году, через нее прошли
едва ли не все воронежские художники. Основатель и владелец — Алексей Горбунов,
поддерживающий проект на свои средства. Выставки проходят регулярно, среди
недавних экспонентов — Ирина
Затуловская, Леонид Тишков и Александр Флоренский,
в феврале планируется выставка Андрея
Кузькина. По сути это некоммерческий выставочный зал: коллекционеров
современного искусства, по рассказам Горбунова, в Воронеже до сих пор нет, а
редкие продажи осуществлялись лишь московскими собирателями (в частности,
коллекционером Пьером
Броше) либо на «Арт-Москве». Воронежский центр современного искусства
— инициатива художников Ивана Горшкова, Ильи Долгова, Арсения Жиляева и Николая
Алексеева. Выставки проводит с 2009 года, официально зарегистрирован в 2012-м.
ВЦСИ — это еще и образовательный центр, художники читают здесь лекции и
проводят мастер-классы. В феврале сюда приехали краснодарцы ЗИП, в марте будет
голландский дуэт XMAS95.
Свое помещение ВЦСИ получил не без помощи
жены губернатора, Татьяны
Гордеевой — о
доброжелательности местной среды вообще высказались многие собеседники TANR.
«Конечно, в Воронеже, как и везде, есть агрессивноконсервативная часть общества.
Но есть ощущение, что уже сейчас она занимает скорее маргинальное положение, —
комментирует художник Иван Горшков. — Среда в целом доброжелательная и
благоприятная».
Немалую роль в этом играет и фестивальное
движение. Помимо упомянутого «Чернозема», в городе проходит Платоновский
фестиваль (основан в 2011 году, его театральными гостями были Филипп Жанти, Алвис Херманис,
Резо Габриадзе, литературными
— Вера Павлова, Виктор
Ерофеев, Лев Рубинштейн), фестиваль граффити «Здесь» и фестиваль
паблик-арта ART_VRN. В 2013 году до Воронежа доехала также образовательная
программа еще одного бояковского «кочевого» фестиваля «Большая перемена»
(основные его события, правда, состоялись в Москве).
Активная культурная жизнь в регионе
заметна не только взгляду изнутри. Весьма высокую оценку воронежской среде в
интервью TANR дала Нонна
Матеркова, основатель и директор британского благотворительного фонда Calvert 22.
«Безусловно, активное развитие воронежской
креативной среды нам очень интересно, мы следим за тем, что там происходит: за
проектом Downtown.ru, за тем, что делает для города Эдуард Бояков, — рассказала
она. — Мы видим, какой потенциал у местных творческих проек тов. Они часто не
уступают западным инициативам, при этом для российских регионов все эти проекты
— совершенно новый этап развития, оттого там все это более непредсказуемо,
свободно и интересно».
Взгляд местных жителей на ситуацию
оптимистичен, хотя оптимизм весьма сдержан. «В Воронеже в последние годы есть
положительная динамика, — подытоживает Иван Горшков. — За последние пять-шесть
лет ресурс современного искусства стал одной из достопримечательностей
Воронежа. Активно работали ВЦСИ и Х. Л. А. М., появились новые имена, уже
зарекомендовавшие себя в профессиональной среде.
Поддерживать такие инициативы — самое
разумное решение. Конечно, очень хочется расширения местного художественного
сообщества, но, я думаю, скоро ситуация изменится в лучшую сторону». «Сейчас
есть ощущение некой точки бифуркации, колеблющейся ситуации, которая может
очень по-разному разрешиться в ближайшем будущем, — добавляет художник Илья
Долгов. — По моему ощущению, пока заявлена скорее претензия на высокую
активность [в области культуры]. И в основном она комбинаторно-привозная,
собственная культурная продукция пока мала».
Валерий Леденёв
Материал был опубликован в издании The Art Newspaper Russia № 20, февраль 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий