В формальной процедуре
получения средств фактически ничего не изменилось, но эксперты назначены новые
В течение всего мая российские некоммерческие организации
могли подать в Министерство культуры заявку на грант для реализации проекта в
области современного искусства. Гранты ыдаются в рамках федеральной программы
«Культура России», очередной этап которой рассчитан на 2012–2014 годы. Программа
была запущена в 2001 году, среди ее плодов — осковская биеннале современного
искусства, а в прошлом спецпроект 0 перформансе. Скромное обаяние кризиса, а
также Фестиваль коллекций современного искусства, проводимый Государственным
центром современного искусства (согласно отчету Минкульта, опубликованному на
сайте ведомства). И если поддержка современного искусства (предусмотренная в
том числе на нынешнем этапе проекта) казалась естественной в рамках культурной
политики прошлых лет с характерной риторикой модернизации и вхождения в мировой
культурный мейнстрим, то консервативный поворот, объявленный весной министром
культуры Владимиром Мединским, призвавшим «культурно защищаться от «Анти-Европы»,
вероятно, сулит совсем иной расклад дел в году текущем.
Доля средств от общего бюджета программы (на период 2012–2014
годов это почти 200 млрд руб.), отведенных современному искусству, в этом году
выросла по сравнению с предыдущим и составила почти 22 млн руб. (раньше было 20
млн — вопреки обещаниям увеличитьсумму грантов в два раза, ее увеличили на 2
млн), рассказал источник в Министерстве культуры. Если в прошлом году, добавил
он, размер гранта был фиксированным (2 млн руб.), в этот раз деньги будут
начисляться исходя из заявленной сметы каждого проекта. «Максимальная сумма
составит все те же 2 млн, минимальная — не ограничена, хотя, по опыту, она
может составить порядка 70 тыс.», — подчеркнул он. Отказаться от фиксированной
суммы решили, чтобы избежать искусственного подтягивания сметы под размер
выделяемого гранта в случае, когда сам проект оценен заявителем дешевле. Для
проектов предусмотрен также механизм софинансирования: если часть его
оплачивается из внебюджетных источников, то министерство такие инициативы тоже
поддерживает, но, возможно, на меньшие суммы.
На грант могут претендовать исключительно некоммерческие
организации, которые оформят заявку в соответствии с правилами, изложенными на
сайте министерства mkrf.ru. Физическое лицо, желающее получить грант, должно
также выступать от имени некоммерческой организации, заручившись ее
доверенностью. Заявки принимаются и регистрируются департаментом государственной
поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры. Принятые
заявки направляются на рассмотрение экспертным советом, итоговый список
получателей грантов размещается на сайте министерства. Международный симпозиум
«Аланика», проходящий с 2005 года во Владикавказе, выигрывал минкультовский
грант уже трижды (с 2011-го) и в этом году также подавал заявку. «Когда формат
симпозиума более-менее устоялся, мы обратились за поддержкой в Министерство
культуры, — рассказала руководитель проекта Галина Тебиева. — Нас поддерживают
уже три года, и только благодаря этой поддержке нам удалось расширить и масштаб
симпозиума, и географию участников, и сам формат, когда мы начали привлекать
кураторов (в прошлом году проект курировала турчанка Берал Мадра, известная по
биеннале в Стамбуле и другим громким проектам. — TANR)».
Грант, безусловно, не покрывает всех расходов, часть денег
выделяет ГЦСИ, часть — Министерство культуры Северной Осетии, а оставшиеся
поступают из частных источников.
В формальной процедуре получения средств по сравнению с
прошлыми этапами программы фактически ничего не изменилось. Что касается
критериев отбора, то упор, согласно официальным документам, будет делаться на
развитие проектов, «ориентированных на поиск и эксперимент» и применение
современных мультимедийных технологий. Двенадцать итоговых проектов отберет
экспертный совет по распределению грантов, состав которого в этом году был
обновлен. За современное искусство будут отвечать театральный продюсер и ректор
Воронежской академии искусства Эдуард Бояков, а также скульптор, автор
интерьеров Музея космонавтики и реконструкции Аллеи воинской славы на Поклонной
горе Салават Щербаков.
«Современное искусство — вещь тонкая, и угодить всем очень
сложно, — заявил источник в министерстве в ответ на вопрос о возможных предпочтениях
членов совета. — Оно на то и современное, что не все его понимают. Если
специалисты в состоянии уловить суть тех или иных проектов, то общественность,
больше выступающая за традиционные ценности и культуру, не может до конца
оценить результат, и резонанс бывает не очень приятный».
По его словам, совет, который сейчас создан, будет ориентирован
на «современность и инновационность», но в рамках того, чтобы это было ближе к
традиционным представлениям о культуре. «Думаю, проекты, которые отберут, будут
более классические», — резюмировал он.
МНЕНИЕ
Эдуард Бояков
Ректор Воронежской
академии искусства, член экспертного совета при Министерстве культуры РФ
Подобные грантовые формы — важнейшая часть культурной
политики. Бывает такое, что существует какая-то государственная структура, а
рядом с ней фонд или некоммерческое партнерство, которые и пишут заявки. Деюре
грантовые конкурсы касаются организаций негосударственных, а де-факто таже
государственная структура таким образом получает дотации через другое юридическое
лицо. Это я считаю очень опасным и буду с этим бороться.
Деньги из государственных фондов должны идти прежде всего на
поддержку молодых инициатив. За счет подобных конкурсов должны открываться
перспективы, находиться художники, которым через три-четыре года, может быть,
нужно уже будет передавать в руки государственные музеи и театры. С помощью таких
процедур мы и будем формировать новую культурную касту.
Противоречия в экспертном совете есть, это очевидно, ведь мы
все разные. В сегодняшнем публичном пространстве очень много злости, которая
ставит границу, не дающую услышать другого человека. Этого хотелось бы
избежать. Мы на одном поле, у нас одно министерство, одна государственная
власть. Она такая, какая есть, и я убежден, что с ней надо работать. Кому-то
это покажется конформизмом и даже коллаборационизмом, но я с уважением отношусь
к попыткам нынешнего Минкульта хотя бы заявить эту повестку. Мы критикуем проект
новой культурной политики. Но давайте осознаем, что ни при Александре Соколове,
ни при Александре Авдееве (бывшие министры культуры. — TANR) ни о чем подобном
даже речи не шло. Плохой документ лучше отсутствия документа. Мы живем в
стране, экономика которой строится на либеральной основе. Как бы мы ни критиковали
российский капитализм, все равно это капитализм. Наша страна занимает второе
место в мире по количеству миллиардеров — пусть эти миллиардеры и реализуют
другую культурную политику. Пусть Абрамович построит еще четыре «Гаража», Мамут
откроет четыре театра, а Прохоров поддержит не только театр Додина и «Золотую
маску».
Может быть, нужно активнее искать молодых? Нужно создавать
другие, самостоятельные платформы. Новое на то и новое, чтобы пробиваться через
сопротивление. Не стоит рассчитывать, что новое будет рождаться на территории
государственной идеологии. Новое должно рождаться на независимых площадках, а
потом потихоньку отвоевывать оплоты консерватизма. Я буду протаскивать именно
такие вещи — а зачем я еще там?
У талантливых людей сегодня, как никогда, много возможностей
для реализации. Россия никогда не была та-кой свободной, как сейчас. Хочет
человек сделать фильм про Крым — пусть делает про русский Крым, а хочет возражать
государственной политике — пока за это в тюрь-му никого не сажали, кроме Pussy
Riot, но их акция — за гранью допустимого.
Валерий Леденёв
Материал был
опубликован в газете The Art Newspaper Russia № 5 (24), июнь 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий