Текст написан для выставки Бориса Матросова «Татуировки для художников» 8 сентября - 7 октября, 2015, Москва, галерея «Пересветов переулок»
Важно
понимать – перед нами действительно татуировки. Выполненные художником по
мотивам реальных тюремных наколок – сначала как живописная серия, а позже – в виде
графики. Работы создавались в 1990 году, то есть формально – все еще в СССР, где
уголовная тематика, как известно, в разных форме проскальзывала, пусть с
поправкой на Перестройку.
История
неофициального, равно как и постперестроечного русского искусства богата
примера рефлексии художников относительно своего окружения. Портретирование
«тусовки» принимало формы ее канонизации, объединения в пантеоны (нередко –
иронического характера), идентификации в апофатическом ключе, а то и вовсе обнаружения
в ком-либо «чего-то волчьего». «Татуировки для художников» Бориса Матросова, на
первый взгляд, кодифицируются внутри вполне привычного modus operandi
отечественного contemporary art.
На
поверку оказывается, что никаких реальных адресатов у «Татуировок» Матросова
нет, и едва ли они вообще предполагались. Сами по себе они не отражают никакой
иерархии, их оригинальные значения, зафиксированные в криминологических
источниках, изученных автором, не сохранены – за исключением смутной «начертательной»
основы, и то не всегда. Да и сам художник не приписывает подобному
«заимствованию» особой актуальности, характеризуя материал как отчасти
устаревший.
Образы,
используемые Матросовым, оказываются вырваны из первоначального контекста, и
решительно не вплетаются ни в какие новые системы. Их простота – лишь
поверхность вещей, она призрачна и обманчива. Как вообще интерпретировать
визуальные знаки, с которыми работает художник? Схематичное на манер
предупредительной таблички изображение бегущего человечка, улыбающейся рожицы,
расправившего крылья орла (серия «Внутренний орнамент») – к какой
первоначальной реальности они отсылают, откуда взяты, в каком направлении
движутся?
Некоторые
изображения у Матросова сопровождаются текстом, но с ним решительно не
сочетаются. Не в смысле драматического несоответствия визуального и вербального.
И не в смысле излишней герметичности всей получившейся конструкции, видимая философичность
которой выступает презумпцией невиновности при обвинениях в отсутствии смысла. Текст
у Матросова сочетается с изображением непонятно
каким образом, и даже в случае нарративных работ – картины, на которой пес
из советского мультфильма рассматривает в бинокль табличку с местоимением «Мы»,
– ясности не добавляет.
Работы
Матросова сопротивляются интерпретациям. Они как будто подталкивают к
определенным толкованиям, чтобы тут же выявить их ограниченность. Их содержание
может быть столь тривиальным – обыденные вещи из его «Бытовой живописи» – что
обнаруживают завидную гибкость в плане возможной контекстуализации. Вне языка
оказаться невозможно, но реальной становится возможность языкового неповиновения.
А оно способно принимать совершенно разные формы.
«“Это
о чем?” – “Да ни о чем!”», – заявил художник в одном интервью в ответ на предсказуемый
вопрос. «У меня все картины абстрактные», – рассказал он в другом. Согласно
Розалинд Краусс, никакая абстракция не бывает полностью безобразной, ведь «больше
всего на свете абстракционист боится сделать просто абстракцию
<…> лишенную сюжета,
бессодержательную <…> попросту узор».
Матросов в пространстве своей выставки, похоже, осуществляет двойную игру.
Помимо «Татуировок для художников» здесь появляются «Другие работы» – их
олицетворяет персонаж Печёнок. Персонаж на первый взгляд призван говорить и
по-беньяминовски «олитературивать» визуальное. Но вместо этого он,
«размноженный» на нескольких листах, лишь навязчиво стучит клювом в галерейную
стену, превращаясь в образцовую тавтологию. Уходящее в бесконечность как иррациональное
число, либо же – как регулярный орнамент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий