Материал был опубликован в Материал опубликован в The Art Newspaper Russia 17 августа 2015 (электронная версия издания)
Работы критиков-марксистов переводятся в России регулярно, но
воспринимаются чаще со скепсисом, отпугивая риторикой и «стилистическими
разногласиями», вызывающими аллергию. Хрестоматийная книга Петера
Бюргера, вышедшая в 1974 году, в этом ряду отличается
отсутствием дидактичности и прагматики рассуждений. Развивая теорию искусства
как социального института, автор не строит никаких концепций «светлого
будущего» или «грядущего хама».
По Бюргеру главное условие авангарда — наличие автономного
искусства, его переход от сакральной и придворной культуры к чистому эстетизму.
Оно лишилось прикладничества и социальной эффективности, обретя статус
независимого института. Смысл авангарда — не в желании вернуть искусству
социальную действенность, но в попытке «снятия» (по Гегелю) всего института,
перевода его «в жизненную практику… в измененном виде».
Авангард не продолжение эстетизма, но
качественно иная жизненная практика, внутри которой искусство приобретает иную
сущность. Произведения заменяются «манифестациями», работа предстает монтажом
приемов и средств, что обусловливает их коллажную оптику, возможность
«формалистского» прочтения и неоднонаправленного воздействия ее элементов.
Тон книги при этом, скорее,
разочарованный. Бюргер пишет о поражении авангарда, его полной апроприации
индустрией культуры. «Стоит задаться вопросом, — резюмирует он, — не
обеспечивает ли разрыв между искусством и жизненной практикой пространство свободы,
внутри которого мыслимы альтернативы существующему положению дел».
Бюргер
П. Теория авангарда. М.:
V-A-C Press, 2014.
Материал был опубликован в Материал опубликован в The Art Newspaper Russia 17 августа 2015 (электронная версия издания)
Комментариев нет:
Отправить комментарий