вторник, 9 августа 2016 г.

Рейтинг сайта Aroundart.ru. 2014 и 2015 годы



Главные работы 2015 года

 

Ильмира Болотян «Нацинальная самоидентификация» 

Москва, ВДНХ, в рамках выставки «Восток. Деконструкция», 18 сентября – 1 ноября

 

Ильмира Болотян предложила зрителям выставки (она проходила в рамках VI Московской биеннале) по двум своим фотопортретам (анфас и в профиль) определить её национальность, а также ответить на вопросы, связанные с их выбором. В сопроводительном тексте подчеркивалось, что автор работы имеет «точно больше двух ответов» на вопрос, откуда она родом и где жила, и к тому же, «не обладает однозначной национальной идентичностью».

Социальный антрополог, крупнейший исследователь проблемы национализма Эрнст Геллнер любил повторять, что в современном мире националистами являемся мы все. Не потому, что исповедуем соответствующую идеологию, а потому, что воспринимаем мир как поделенный на национальные государства. Самоидентификация в категориях этничности, единого происхождения и культуры сегодня пришла на смену самоопределению в рамках геополитических блоков, а политическое противостояние времен холодной войны превратилось в «столкновение цивилизаций».

Категории цивилизационной и культурной общности претендуют на статус «естественных», универсальных и не подлежащих сомнению. Но одновременно с этим они обнаруживают свою инструментальную природу, поскольку служат оправданием вооруженных конфликтов, социального неравенства и дискриминации и легитимацией интересов тех, кто обладает монополией на власть, осуществляя ее «от имени народа». Идентичность нации при этом нередко складывается из набора мифологем, внутри которого недавние слова и поступки «национал-предателей» монтируются с произвольно выбранными фактами недавней истории, от которых перекидывается мост прямиком к татаро-монгольскому игу или крещению Руси. Национальная культура, подытоживает в одной из своих статей политолог Владимир Малахов, становится сегодня подобием знаковой конструкции, «договорным единством», «негласным “общественным договором”, выдаваемым за естественное состояние».

Работа Ильмиры Болотян – это и есть «конструктор идентичности», поиграть в который предлагается самому зрителю, собрав его в соответствии со своими догадками о происхождении монголоидной внешности художницы, ее восточного имени и фамилии со смутными армянскими корнями. Предложение подумать о том, кем могла бы работать обладательница подобной внешности, наверняка всколыхнуло в каждом засевшие в подсознании национальные стереотипы.



Национальная идентичность зачастую мыслится как статичное застывшее образование с неизбежной маргинализацией культурного «другого». Болотян выворачивает эту силовую логику наизнанку. Идентичность для нее становится вопросом конструирования различий, которые не мыслятся в терминах иерархии, соподчинения и исключения, но парадоксальными образом приобретают налет космополитизма, а нивелирование инаковости уступает место расширению пространства совместного.

 

Елена Аносова «Отделение» 

Москва, галерея Red Square, 27 мая – 4 июня

 

Фотосерия «Отделение» снималась Еленой Аносовой в женской исправительной колонии. Фотограф проработала там больше месяца, сделав несколько десятков портретов заключенных. Каждая из героинь изображена с каким-либо предметом в руках, дорогим ей по тем или иным причинам.

В разговоре об этом проекте важно упомянуть его экспозиционный контекст. Работа Аносовой снискала широкое признание профессионалов: автор, в частности, получила за него премию имени фотожурналиста Андрея Стенина. Однако представлена публике она была не на крупной институциональной, а на частной экспериментальной площадке: в галерее Red Square, на собственные средства открытой на Электрозаводе молодыми кураторами Марией Дудко и Наталией Протасеней. Предыдущие проекты, организованные в этих стенах, были посвящены проблемам власти и насилия, субъектами которых выступали институты государства и художественной системы. Выставки Дудко и Протасени (до проекта Аносовой их прошло всего две) отличались общей агрессивностью сеттинга (например, чтобы войти на один из вернисажей, зрители должны были «проштамповаться» российским триколором) и навязчивым дизайном пространства. «Отделение» контрастировало с предыдущими выставками не только отсутствием кураторской «перформативности». К механизмам власти и насилия, осуществляемым непосредственно государством, Аносова подобралась близко, как никто из выставлявшихся здесь до нее. Институт производства «ненормальных» она исследовала изнутри и с заключенными общалась непосредственно. Кажется символичным факт, что ее «Отделение» стало последним проектом, реализованным в галерее Red Square, которая вскоре после его финисажа закрылась по не зависящим от кураторов причинам.

В случае проекта Аносовой можно порассуждать о феномене насилия, которое в контексте тюрьмы имеет свое легитимное измерение (в форме определенного общественного института) и при этом объявляется вне закона (правонарушение). О его возможной интерпретации в гендерной оптике: преступлением для некоторых женщин мог стать факт «превышение допустимых пределов самообороны» в ответ на насилие (чаще – со стороны мужчин), в котором, согласно патриархальным клише, жертва «виновата сама», «спровоцировав» агрессора. О дозволенных границах маскулинного и фемининного, преломляющихся в экстремальных условиях: некоторые героини сняты парами, как они и живут в тюрьме до окончания срока – явление, которое невозможно представить в мужской колонии.

Работы, снятые Аносовой, своим сдержанным тоном подчас напоминают простые портреты людей в интерьерах. На некоторых надета униформа, но чаще тюремный контекст в этих кадрах не проявляет себя никак. Любимые предметы, сжимаемые ими в руках и напоминающие о близких и друзьях, как будто и вовсе переносят этих женщин в приватную родную обстановку. Аносова запечатлевает их на границе. Не только на границе двух социальных систем с непроницаемым барьером между ними. Но и на границе зрительского восприятия, «опознающего» героинь Аносовой как субъектов определенной идентичности. Внутри восприятия и происходит настоящее отделение. Преодолеть которое оказывается сложнее, чем физический барьер с колючей проволокой.

Опубликовано: Aroundart.ru, 26 января 2016


Главные работы 2014 года

«Дебаты о разрыве» «Фабрики найденных одежд»

 

«Дебаты о разрыве», как и предыдущий перформанс художницы Final Cut (ставший последним в жизни группы «Фабрика найденных одежде», после чего его участницы Глюкля и Цапля продолжили каждая свою собственную карьеру), построен на живой речи участников. Прямые или косвенные очевидцы разных событий, представители различных социальных полей, носители всевозможных идентичностей. Живая, ничем не стесненная речь в противовес манипулятивному встраиванию цитат в «правильный» контекст. Непосредственное свидетельство в противовес медийной репрезентации.

Ни один нарратив не может претендовать на абсолютную подлинность и истину: слишком много привходящих обстоятельств, слишком много всего остается за кадром. В то же время прямая речь неизбежно изобилует любопытными подробностями и деталями, позволяющими не только ощутить, пусть и частично, привкус конкретного времени и пространства, но и фрагментарно обрисовывают контекст, внутри которого находится говорящий. Произведения документального жанра всегда богаты подобной фактурой. Она не претендует на смысловую завершенность, но – что гораздо существеннее – оставляет пространство для сопоставлений и интерпретаций.

Что не менее важно в «Дебатах» (и что отчетливо присутствовало также и в Final Cut) – это аксиоматическое постулирование разнообразия мира, в котором несовпадающие идентичности становятся не барьерами и препятствиями, разобщающими людей, но как единственно возможной – объединяющая и примиряющая – «нормальностью» жизни. Несмотря на болезненные «разрывы», которые хоть и разделяют людей на время, но одновременно становятся поводом для нового диалога.

«Шурфы» Софьи Гавриловой

 

Инсталляция Софьи Гавриловой представляет собой идеально сфокусированные и сочные в цветовом отношении цифровые снимки природных ландшафтов, сделанные художницей во время географических экспедиций по стране. Экспонированные на световых экранах в темном помещении кадры при этом не статичны, но медленно «пульсируют», как будто слегка надуваясь и оседая.

Эту «странность» в невинных вроде бы фотографиях зритель замечает не сразу – быть может, не видит ее вовсе. «Шурфы» тем не менее заставляют слегка насторожиться – хотя бы из подозрения к самому факту экспонирования столь банальных ландшафтных снимков. Действие инсталляции базируется на подспудном ощущении тревоги, которое провоцирует зрителя не покупаться на видимость, но смотреть за пределы кадра, попытавшись увидеть его истинное значение. Сама видимость при этом представляет определенную проблему: «пульсирующие» изображения кажутся неустойчивыми и готовыми в любой момент взорваться, обнаружив за поверхностью картинки зияющий провал. На «провал» намекает само название работы: «шурф» – геологический термин, обозначающий искусственные углубления, сделанные в земле для разведки полезных ископаемых.

«Шурфы» Гавриловой сняты по всем стандартам хорошего цифрового изображения и на первый взгляд не должны вызывать подозрения. Художница при этом обращает внимание на нечто «ненормальное» и подозрительное, что таится в привычном порядке вещей. Том «усыпляющем» порядке, который сложился на основе «дружественных» и хорошо знакомых культурных кодов и должен скорее «умиротворять», нежели провоцировать сомнения в его истинности.Укалывающий» бартовский punctum или описанный Розалиндой Краусс семантический пробел, превращающий снимок в целостную последовательность знаков и взывающий к интерпретации. Или критической рефлексии действительности, которой никогда не бывает много. 


Опубликовано: Aroundart.ru, 21 января 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий